Строительный портал - NikolskyAdm

Отстаивать интересы государства. Смотреть что такое "Манилов, Александр Леонидович" в других словарях

защищаем внешние границы Снг

Интервью с генерал-полковником маниловым Александром Леонидовичем

outer boundaries OF Cis under our defence

Interview to general-colonel Manilov Alexander Leonidovich

визитная карточка

МАНИЛОВ АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ, генерал-полковник.

Образование высшее. В 1973 году окончил Московское высшее пограничное командное Краснознаменное училище КГБ при СМ СССР, в 1985 году - Высшую школу КГБ СССР (Академия ФСБ России), в 1994 году - Высшие курсы Военной академии Генерального штаба ВС России, в 1999 году - Высшие дипломатические курсы Дипломатической академии МИД России.

С 1973 по 1990 г. проходил службу на различных участках государственной границы и в различных должностях на КПП (застава, пограничный отряд, пограничный Манилов АЛ. округ). Затем переведен в Главное управление пограничных войск КГБ СССР.

С образованием Пограничных войск Российской Федерации - заместитель начальника Главного штаба Пограничных войск - начальник информационно-аналитического управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации. С 1995 г. - заместитель Директора - начальник Международно-договорного департамента ФПС России. С июля 2003 года - заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России.

С 1995 г. регулярно принимал участие в заседаниях Совета командующих Пограничными войсками государств -участников СНГ.

С 2003 по 2006 г. занимался вопросами обустройства государственной границы Российской Федерации.

Решением Совета глав правительств СНГ от 25 ноября 2005 года назначен Председателем Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками государств - участников Содружества Независимых Государств.

За безупречную службу награжден орденом Дружбы, медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, «За отличие в охране Государственной границы СССР», рядом ведомственных наград, именным огнестрельным и холодным оружием. Награжден орденом «Дусти» (Дружбы) Республики Таджикистан, многими медалями и ведомственными наградами других государств - участников СНГ, орденами и медалями общественных объединений и организаций. Почетный пограничник Содружества Независимых Государств.

Женат, имеет сына и двух дочерей, четырех внуков.

Уважаемый Александр Леонидович, Вы являетесь Председателем Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками (СКПВ) государств - участников СНГ, по долгу своей службы ежедневно соприкасаетесь с вопросами, связанными с Содружеством, часто посещаете страны СНГ. Находитесь, как говорится, в гуще событий, происходящих в евразийском пространстве. Судя по Вашей биографии, большую часть своей жизни Вы, профессиональный пограничник, служили своей Родине под названием Советский Союз. В декабре прошлого года минуло ровно 18 лет с момента, как вместо СССР образовано Содружество Независимых Государств. Говорят, время все расставляет на свои места. Изменились ли Ваши взгляды на распад единого Союза, являвшегося одной из ведущих держав в мире?

Я и мои коллеги, причем не только российские, но и из других стран СНГ, гордимся, что служили Советскому Союзу, тогдашней единой нашей Родине. Было бы странно, если бы у нас не было приятных воспоминаний о тех временах. Мы, пограничники, надежно стояли на защите ближних и дальних рубежей нашего государства. Действительно, есть что вспомнить, есть чем гордиться. Сегодня, в канун 65-летия Великой Победы советского народа над немецким фашизмом, хочется особо подчеркнуть, что первый вероломный удар на себя приняли погранвойска СССР. Вспомним только героических защитников Брестской крепости...

Но сразу хочу оговориться, что, по-доброму вспоминая советские времена, мы отнюдь не мечтаем о восстановлении Союзного государства. Прошлое не вернуть, как не вернуть и бывший Советский Союз. Такова историческая реальность, такова была воля народов бывших советских союзных республик, решивших получить политическую независимость и государственный суверенитет.

Когда мы собираемся со своими коллегами из ближнего зарубежья, мы вспоминаем годы совместной службы и все то, что с ней связано, выражаем сожаление об утерянных связях между людьми, между родственниками, друзьями, оказавшимися по разные стороны границ.

В последнее время идет активный поиск оптимальных форм дальнейшей интеграции, интернационализации всесторонних связей в рамках СНГ. Все, что связано с укреплением безопасности на внешних границах СНГ, не противоречит созданию Единого экономического пространства, таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, а также в рамках всех государств - участников СНГ. Более того, есть реальная возможность всем странам СНГ присоединиться к новому экономическому союзу. Одно другому не противоречит, наоборот, они дополняют друг друга.

Думается, рано или поздно произойдет объединение стран Содружества в единое межгосударственное образование, в котором, как, например, в Европейском Союзе, не будет внутренних границ, а только будут внешние границы. При этом будет соблюдаться территориальная целостность государств, национальное достоинство всех народов,

Евразийский юридический журнал

__№ 3 (22) 2010

населяющих эту часть евразийского пространства. Объединение будет основываться на едином экономическом пространстве, едином таможенном союзе, единой валюте. В общем, интеграция и интернационализация различных сфер жизнедеятельности достигнет высочайшего уровня.

Как Вы, свидетель исторических событий, происшедших после 1991 года, оцениваете роль руководства СНГ, СКПВ, погранвойск стран СНГ в сохранении единого евразийского пограничного пространства? Какие конкретные мероприятия, в том числе и их правовое обеспечение, этому помогли?

Трудно, да и невозможно отрицать историческую роль и значение СКПВ и его ведомств, постоянного рабочего органа - Координационной службы в реорганизации и формировании заново пограничных войск стран СНГ. Несмотря на непростые условия, удалось предотвратить разворовывание и растаскивание материально-технической базы, вооружения и техники. Благодаря усилиям пограничников стран Содружества под эгидой СКПВ удалось сохранить наши пограничные традиции, обычаи, ритуалы, что тоже имеет важное значение. Хватило политической мудрости большинству руководителей только что появившихся на карте мира независимых государств.

Прямо скажу, не последнюю роль сыграли здесь военные, возглавившие пограничные ведомства стран СНГ, с которыми мы совместно в течение десятилетий охраняли нашу единую Родину - Советский Союз. Ведь мы, пограничники, лучше, чем другие, понимали всю сложность, а то и трагичность тогдашней ситуации.

Безусловно, образование СНГ помогло предотвратить самые опасные центробежные тенденции, набравшие серьезный оборот в бывших союзных республиках. Хорошо, что последние окончательно «не разбежались» по «национальным квартирам». В большей или меньшей степени удалось сохранить единое политическое, экономическое, особо подчеркну, правовое, а также культурное и, я бы сказал, единое языковое пространство. Хотя успехи на этом поприще могли быть намного существеннее.

Распад СССР не мог не сказаться на охране государственных границ не только Российской Федерации, но и других вновь возникших государственных образований. Более того, последние оказались в наихудшем положении. Представьте себе, были единые крепкие, нерушимые границы нашей необъятной державы. Был так называемый «железный занавес», который потом начали почему-то вспоминать только со знаком минус. А ведь через него в принципе не могла проскользнуть, как говорится, и мышка. Границы СССР охранялись денно и нощно по всем правилам. Соответствующие положения Конституции СССР, Закона о государственной границе СССР были непререкаемы и священны. Безопасность нашего государства, нормальная жизнедеятельность государства и общества гарантировались и, уверяю Вас как пограничник, строго по закону соблюдались едиными Пограничными войсками КГБ СССР. Уверен, мы были и здесь самыми передовыми...

И вот в 1991 году практически в одночасье абсолютно неожиданно мы, пограничники, оказались перед сложнейшей проблемой. Распад Советского Союза, единого государства с устоявшимися границами, привел к полному разрушению единой системы защиты внешних границ стран СНГ. Более 40 процентов обустроенных участков государственных границ, оружия и техники, самих пограничников остались за пределами России. Более того, сама Российская Федерация в тот период оказалась без собственных обустроенных границ. Из 61 тысячи километров протяженности границ 20 тысяч оказались необустроенными.

Нас в принципе ждал полный коллапс, последствия которого могли оказаться просто невосполнимыми. Но общими усилиями политического руководства стран СНГ его удалось предотвратить.

Действительно, 18 лет назад перед нами встал вопрос ребром: как быть дальше? Началом выхода из сложившегося кризиса было создание на базе Погранвойск СССР Комитета по охране государственной границы РФ, который продолжил выполнять возложенные на него задачи. А 12 июня 1992 года были созданы Пограничные войска России при Министерстве безопасности Российской Федерации.

6 июля 1992 года главы государств - участников СНГ решили учредить общую структуру, которая координировала бы усилия пограничников всех стран СНГ. Так был создан Совет командующих пограничными войсками, который мы сокращенно называем СКПВ. В него вошли руководители вновь созданных соответствующих ведомств 12-ти членов - государств Содружества. Из них 11 подписались в полном объеме, а Азербайджан частично. Последний не подписал документы о создании СКПВ, тем самым он приобрел и продолжает сохранять статус наблюдателя, хотя и участвует во всех заседаниях Совета командующих. Это можно назвать юридическим казусом.

Благодаря СКПВ удалось в корне исправить ситуацию на внешних границах СНГ. Ведь на 1992 год новые государства ничего своего для обеспечения пограничной безопасности по существу не имели.

  • Миграционная политика в евразийском пространстве. Интервью с первым заместителем председателя комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации А. В. Кузьминой
  • Роль СССР и Росс ИИ в евразийском пространстве интервью с Батхиевым Рашидом Хусейновичем, судьей Верховного Суда России в почетной отставке, кандидатом юридических наук, членом совета Российской службы мира

    ФАРХУТДИНОВ ИНСУР ЗАБИРОВИЧ - 2013 г.

  • БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРВЬЮ С БОЧАРОВЫМ ВЯЧЕСЛАВОМ АЛЕКСЕЕВИЧЕМ, ГЕРОЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОФИЦЕРОМ УПРАВЛЕНИЯ «В» («ВЫМПЕЛ») ЦЕНТРА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧЛЕНОМ ПАРАЛИМПИЙСКОГО КОМИТЕТА РОССИИ

    ФАРХУТДИНОВ ИНСУР ЗАБИРОВИЧ, ЦЫГАНОВА ЗАРЕМА ШАМИЛЬЕВНА - 2014 г.

  • ФАРХУТДИНОВ ИНСУР ЗАБИРОВИЧ - 2012 г.

    Родился в семье участника ВОВ - капитана-пограничника Манилова Леонида Яковлевича. Мать - Полина Андреевна. В семье было 8 детей. Брат (Валерий) - генерал-полковник в отставке.

    В 1973-1990 годах проходил службу на государственной границе. Занимал должности в Закавказском пограничном округе на контрольно-пропускном пункте, заставе, пограничном отряде, работал в управлении пограничного округа, а позже - переведён в Главное управление пограничных войск КГБ СССР.

    После распада СССР с образованием Пограничных войск Российской Федерации был назначен на должность заместителя начальника Главного штаба Пограничных войск - начальника информационно-аналитического управления. С 1995 года - заместитель Директора - начальник Международно-договорного департамента ФПС России. С июля 2003 года - заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России.

    В 2003-2006 годах курировал работы по обустройству Государственной границы Российской Федерации.

    Решением Совета глав правительств СНГ от 25 ноября 2005 года назначен Председателем Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками.

    Имеет государственные награды, в том числе орден Дружбы , медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени,

    АЛЕКСАНДР Леонидович, с вашей точки зрения, насколько логично выглядит это решение президента Путина? Не скажется ли оно на качестве охраны госграницы?

    Замечу, что это вообще мировая практика, когда пограничники структурно состоят в том или ином государственном ведомстве.

    Что касается реформирования, то на первом этапе оно проходит всегда болезненно. Тем более если реформируется структура, которая набрала силы, чувствует в себе энергию развиваться дальше... И тут ей приходится вливаться в состав другого ведомства. К тому же механизм функционирования под "крылом" этого вышестоящего органа еще не отработан. Особенно эмоционально все происходящее воспринимается в управленческих звеньях: ведь кто-то не получит долгожданное повышение, кто-то вынужденно уйдет на низшую должность, кому-то вообще придется уволиться┘

    А то, что принято такое политическое решение, связанное с объединением структур, - это воля президента, у которого есть конституционное право выходить с подобными инициативами в законодательные органы страны. В данный момент идет процесс наработки документов, внесение их на рассмотрение Государственной Думы. Но раз решение принято, хотелось бы, чтобы все нормативные акты были скорее утверждены и процесс становления пограничной службы в структуре ФСБ прошел оперативно и с наименьшими издержками.

    Однако в том, что пограничные войска будут существовать и функционировать, стоять на страже рубежей страны, - в этом сомнений быть не может.

    "ГОРЯЧИЕ" НАПРАВЛЕНИЯ

    Некоторое время назад грузинские пограничники передали в ФПС данные о возможности активизации банды Гелаева на границе. Насколько эта информация оказалась правдивой, как она реализована и знаете ли вы, чем сейчас занимается этот главарь чеченских боевиков?

    На сегодняшний день каких-либо подтверждающих данных о том, что гелаевцы должны перейти границу, мы не имеем. Но не исключаем такую возможность. По нашей информации, главари ряда разрозненных групп боевиков с приходом весны предприняли попытки объединиться. Об этом говорят созданные ими дополнительные тайники оружия и боеприпасов, часть из которых мы выявили буквально в последние дни. Об этом же свидетельствуют и недавние кровавые события в самой Чечне. Таким образом, можно сделать вывод, что боевики вполне способны провести акции и непосредственно через государственную границу. Подобного рода сведения поступают и от наших грузинских коллег.

    На чеченском участке российско-грузинской границы довольно продолжительное время наблюдается затишье. Но не последуют ли вслед за этим события, которые имели место примерно в то же время 2001 и в 2002 годах, когда здесь прорывались крупные банды?

    Подобные опасения высказываются справедливо, но я должен констатировать, что за последний год произошли значительные изменения, связанные с взаимодействием между пограничниками России и Грузии. Дело не только в совместном патрулировании и обмене информацией, хотя и это очень важно. Совсем недавно исполняющий обязанности директора ФПС генерал-полковник Владимир Проничев и председатель Госкомитета по охране государственной границы Грузии генерал-лейтенант Валерий Чхедидзе обсуждали вопросы, связанные с обстановкой на российско-грузинской границе и перспективах ее развития. Они сделали вывод, что обстановка остается напряженной, но она контролируется. С нашей стороны здесь достаточно сил и средств для надежной охраны данного рубежа. У грузинских пограничников сил поменьше. Но мы установили связь между нашими и грузинскими заставами с тем, чтобы можно было мгновенно реагировать на изменение ситуации.

    Отмечу, что контакты между представителями погранвойск налажены на самых различных уровнях. Только что встречались представители оперативно-разыскных органов и органов пограничного контроля сторон, уточняли задачи на весенне-летний период. В ближайшие дни встретятся начальники отрядов. Это дает возможность пообщаться и "сверить часы" именно тем людям, кто непосредственно отвечает за охрану границы, обменяться данными об обстановке, определить те места и направления, которые сегодня наиболее уязвимы, и что необходимо сделать, чтобы эти направления укрепить - как войсковыми силами, так и техническими средствами.

    - А что на таджикско-афганском направлении? Уменьшился ли наркотрафик через границу?

    Напротив - возрос. За четыре месяца этого года мы задержали уже около 2 тонн наркотических веществ - в три раза больше, чем за тот же период прошлого года. По оценке специалистов, выращенный в 2002 году в Афганистане урожай наркосодержащих растений превосходит все показатели предыдущих лет, идет его активная реализация. Так что наш прогноз на лето неутешителен.

    Чуть более года назад президент Эмомали Рахмонов сместил все руководство своего погранведомства, уволил десятки офицеров, которые, если верить сообщениям СМИ, были пособниками наркодельцов.

    Об участии таджикских пограничников в наркотрафике я ничего не могу сказать, поскольку у меня сегодня нет фактов, что кого-то из них взяли с поличным. Кроме того, это вне нашей компетенции, а тема и предмет деятельности правоохранительных органов Таджикистана.

    Тогда позволю себе поставить вопрос несколько по-другому. Проводили ли вы совместные операции с таджикскими пограничниками по задержанию наркотиков, пресечению каналов их доставки потребителям?

    Подобного рода операции мы неоднократно проводили с национальным Агентством по борьбе с наркотиками при президенте Республики Таджикистан. В одних случаях эта таджикская спецслужба реализовывала нашу информацию, в других мы пользовались их данными. В результате задержания происходили как на государственной границе, так и внутри страны. Но представлять себе дело так, что российские и таджикские пограничники, взявшись за руки, пошли задерживать группу наркокурьеров, - это несколько примитивно, потому что в этом случае возникает опасность утечки информации. Мы, к сожалению, сталкивались с такими явлениями.

    - Утечка происходила именно со стороны таджиков?

    В российской Пограничной группе в Таджикистане 65% военнослужащих - это таджикские граждане, и, учитывая их клановость, то, что они выходцы из местных регионов, при планировании операций мы не исключаем возможности утечки именно от них. Поэтому круг лиц, которые владеют информацией, всегда строго ограничивается, это закон. Без ложной скромности замечу, что за годы нашего стояния на Пяндже мы научились довольно эффективно реализовывать добываемые данные о переправке партий героина или опия-сырца, благодаря чему в последнее время не имеем потерь при задержаниях.

    АФГАНСКИЙ НАРКОТРАФИК

    Сейчас в Кабуле работают представители ФПС. Какие усилия прилагают они "с той стороны", чтобы поток наркотиков через Пяндж наконец-то уменьшился?

    Наши представители в Кабуле решают задачи помощи афганскому руководству в организации пограничной охраны и проблемой наркотиков занимаются в меньшей мере. Тут нужны совершенно другие подходы, и не одной России, тем более что распространение наркотиков афганского происхождения приобретает новый оборот. Антитеррористическая операция, проведенная Соединенными Штатами в Афганистане, в этом смысле ничего не дала. Потоки нарковеществ переориентируются с Таджикистана на туркменское, узбекское и киргизское направления, зелье проходит здесь тоннами. Но если в Душанбе понимают всю опасность распространения наркотиков и не скрывают данные о задержаниях, то в других среднеазиатских государствах СНГ эти сведения умалчивают. Видимо, опасаются подорвать имидж своих стран. Поэтому Таджикистан и представляется в мире исчадием наркотического зла, хотя это не совсем так.

    Руководство ФПС неоднократно приглашало в Таджикистан представителей военных атташатов, аккредитованных в России, чтобы они на месте увидели положение дел с контрабандой наркотиков на Пяндже. Возымело это какой-либо эффект?

    Разве что эмоциональный. "Мы читали об этом, видели по телевизору, но что контрабанда героина идет в таких объемах и с ним действительно ведется крупномасштабная борьба, даже не подозревали!" - примерно такая реакция. Военные атташе проинформировали об этом руководства своих стран, но на этом все и закончилось. ООН тоже ведет себя скромно. Благодаря руководителю Управления по борьбе с наркотиками этой организации Пину Арлаки в 2000 году нашей Погрангруппе была выделена финансовая помощь. Деньги пошли на приобретение техники и соответствующего оборудования для борьбы с наркотрафиком. Так Арлаки и пострадал за свою инициативу - его обвинили чуть ли не в том, что он вооружает Россию┘ Итальянцы помогли тем, что устроили десяткам детей наших пограничников выезд в Италию на отдых сроком на месяц. В настоящий момент лишь Япония, впечатленная тем, что ее представители увидели на Пяндже, готова предоставить через ООН помощь. Правда, и ее первоначальный двухмиллионный "взнос" в борьбу с наркотиками сократился вдвое.

    Расскажите подробнее о деятельности представителей ФПС России в Кабуле. Каковы задачи этой группы и каких результатов удалось достичь?

    Группа работает в Афганистане уже более полугода. Ее представители находятся в постоянном контакте с руководством Министерства обороны, Министерства безопасности, а также с представителями высшей власти страны. В настоящее время уточняется, что хотели бы видеть афганские структуры по созданию и функционированию своего пограничного ведомства. Трудность заключается в том, что сегодня в Кабуле еще не определились, кто же конкретно и в каких формах будет заниматься охраной рубежей государства. Пока этим занимаются два ведомства. Это Министерство внутренних дел, которому переподчинены структуры, раньше входившие в состав Министерства обороны, на них возложена сегодня задача по обеспечению деятельности в пунктах пропуска. А второе ведомство - Министерство по делам границ, племен и народностей, которое занимается охраной границ именно на "зеленых", то есть на сухопутных и речных участках.

    - Какое странное название у министерства┘

    Ничего странного: в Афганистане все традиционно отдано на откуп родоплеменным отношениям, старейшинам. И в столице опираются именно на таких лидеров. Поэтому и министерство такое было создано. Между прочим, пограничники при решении задач по охране рубежей не могут обойтись без помощи местного населения приграничных районов. Когда с сопредельной стороны Пянджа против нас находились талибы, мы тоже поддерживали с ними контакты, даже в самые напряженные моменты обострения обстановки в Афганистане. Не политические, а на исключительно пограничном уровне. Благодаря этому беспорядков на Пяндже не возникало.

    - Но хоть какое-то подобие в охране государственной границы со стороны Афганистана есть?

    Нет, конечно. Да за столь короткое время, которое прошло после, скажем так, относительной стабилизации обстановки в стране, это просто невозможно сделать. Там еще идет процесс наработки задач. И соответствующих специалистов у афганцев нет. Вот мы и оказываем практическую помощь с точки зрения методологических подходов к охране границы. С обоими упомянутыми ведомствами уже подготовлены проекты соглашения по погрансотрудничеству, каждое из них подтвердило свое намерение подписать такой документ.

    - А в чем же заминка?

    В том, что в Кабуле очень много советчиков. В частности, из США, Германии, да и представителей других государств, находящихся на территории Афганистана. Все они изъявляют желание оказать содействие в данном вопросе. Поэтому пока неясно, на каком конкретно варианте остановятся афганцы. Хотя, по нашим наблюдениям, они весьма заинтересованы в том, что делается в России, в частности, на том же Пяндже, и хотели бы взять за основу именно нашу модель.

    КАЗАХСТАНСКАЯ БРЕШЬ

    Складывается впечатление, что российские пограничники в одиночку охраняют и еще один - самый большой участок, каковым является российско-казахстанская граница. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?

    Я бы не согласился с тем, что сегодня наши казахстанские коллеги не предпринимают никаких мер по охране этого участка, имеющего протяженность более 7600 километров. За последние два года они создали несколько региональных управлений: одно из них охватывает Каспий, второе - как раз российско-казахстанский участок. Войсковая компонента тоже усиливается, хотя пока и недостаточно.

    Импульс же нашему сотрудничеству придала проведенная в Омске встреча президентов Путина и Назарбаева: одной из главных тем их разговора была именно пограничная. Они заслушали руководителей погранведомств России и Казахстана, их интересовало, как те видят положение дел на российско-казахстанском участке, какие шаги предпринимают в совместных действиях по охране этого рубежа и как представляют себе перспективы сотрудничества. Ставился вопрос и о том, что необходимо сделать на внешних границах Казахстана как одного из государств Евро-Азиатского экономического сообщества и вновь образуемой "четверки". Стоит вопрос о закрытии внешних границ Казахстана в рамках его участия в составе этих сообществ. Ясно, что если эта работа не будет проводиться, то вести речь о создании прозрачных границ между Россией и Казахстаном не имеет смысла. Решается же эта проблема не за день, месяц или даже год. Европа шла к созданию ЕС 33 года, а у нас почему-то бытует представление, что все это можно сделать неким скачком в течение полугода-года.

    - Какие поручения были даны президентами?

    Они поставили задачу не только проработать комплекс мероприятий, связанных с необходимостью обоюдных действий на данном участке, но и пойти дальше. Речь может идти даже об организации совместных рейдов и операций по задержанию нарушителей, пресечению попыток провоза крупных партий контрабанды. Уже в ближайшее время главам государств должно быть представлено на рассмотрение и подписание соглашения по вопросам взаимодействия и сотрудничества на российско-казахстанской границе. Кстати сказать, в рамках самого ЕврАзЭС у нас такие документы уже имеются, действует Совет по пограничным вопросам пяти государств сообщества (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан). Отработана комплексная целевая программа обустройства пунктов пропуска на внешних границах государств-участников. Финансирование проекта осуществляется из бюджетов каждого государства, но по единому замыслу. Кроме того, сегодня разрабатывается комплексная целевая программа обустройства внешних границ ЕврАзЭС. И в Омске уже было принято решение о выработке структуры этой программы.

    ДЕМАРКАЦИИ И ДЕМИЛИТАЦИИ

    На российско-украинской границе можно наблюдать как бы прямо противоположное тому, что происходит на казахстанском участке: Украина здесь усиливает охрану, создает заметную войсковую компоненту, а Россия с этим совсем не торопится┘

    Недавно в составе группы руководства ФПС мне довелось побывать на Украине. Нам показали ряд застав, причем не только на российском направлении, но и на украинско-белорусском участке. А в одном из управлений национальных погранвойск, в Харькове, довольно подробно проинформировали как о деятельности украинского погранведомства, так и о планах его развития на ближайшее будущее. Мы тоже изложили свои подходы. Сошлись в одном: на российско-украинской границе - быть государственному порядку, любую противоправную деятельность необходимо пресекать. Но это ни в коей мере не должно отражаться на традиционных братских отношениях двух государств, хозяйственных и чисто человеческих связях.

    Вместе с тем Украина предпринимает и односторонние шаги по закрытию российско-украинской границы, создает на ней соответствующую инфраструктуру. Делается это открыто, а объясняется тем, что все эти действия идут в рамках законодательных актов страны, в которых говорится, что украинская граница должна быть обустроена и оформлена в правовом отношении. Тем более что в декабре 2002 года был по результатам делимитации (обозначение границы на карте) президентами двух стран подписан Договор о Государственной границе. Предстоит еще большая работа по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива, много проблем с урегулированием проблем местных жителей в приграничье. Мы не исключаем, что, когда этот процесс завершится, украинская сторона поставит вопрос о демаркации (обозначение границы на местности). Украина, как известно, стремится поскорее оказаться в европейских структурах и в НАТО, где действуют жесткие правила и требования к границам. Отсюда и работает как бы на опережение российской стороны.

    - Но ведь демаркация подразумевает совместные действия┘

    Да, это только совместные действия. Хотя в международной практике известны случаи, когда то или иное государство в одностороннем порядке предпринимало шаги по демаркации. Так, например, поступали страны Балтии в период распада Советского Союза. Это было политическое решение с их стороны. Но переговорный процесс позже все равно начался, и на сегодняшний день мы имеем подписанный договор о границе с Литвой, а с Эстонией и Латвией такие документы готовы к подписанию. Правда, Россия пока не готова их подписать из-за известной проблемы ущемления и нарушения прав русскоязычного населения, особенно в Латвии.

    Вы ожидаете какой-либо дестабилизации обстановки на границе в связи с возможностью односторонних шагов Украины по демаркации?

    Нет. Но мы все же за цивилизованный подход к данной проблеме. Иначе не будет гарантий того, что сопредельная сторона поставит свой столб или иной пограничный знак "не там, где надо". На этой почве могут начаться конфликтные ситуации, потом пограничники начнут смотреть друг на друга в прорезь прицелов: вот, дескать, вы захватили кусок нашей территории┘

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    МАНИЛОВ Александр Леонидович

    Родился 20 мая 1952 г. В 1973 г. окончил Московское высшее пограничное училище, затем Высшую школу КГБ СССР, Высшие дипломатические курсы Дипломатической академии МИД РФ, Высшие курсы Военной академии Генштаба ВС РФ. С 1973 г. по 1991 г. проходил службу на различных участках государственной границы. Затем назначен в центральный аппарат ФПС России на должность начальника информационно-аналитического управления Главного штаба, в 1995 г. - заместителем директора - начальником международно-договорного департамента ФПС России. С июля 2003 г. - заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России. Женат, имеет троих детей.


    - 28 мая страна отмечает День пограничника. Традиционно в этот день в частях и подразделениях подводятся итоги служебной деятельности, оценивается общая ситуация на государственной границе. Что бы вы, Александр Леонидович, могли сказать в связи с этим накануне предстоящего праздника?

    Сегодня проблемы, связанные с охраной границы, постоянно находятся в поле зрения российского общества, государства. Именно на границе сосредоточен весь спектр государственных интересов: политических, экономических, военных, социальных и других. Реализация мер по защите этих интересов, предупреждению реальных и потенциальных угроз составляет основу безопасности нашего государства. Вот почему современные аспекты пограничной политики периодически рассматриваются президентом Российской Федерации, в Совете безопасности, Федеральном собрании, правительстве России. К решению ее проблем активно подключаются полномочные представители президента в федеральных округах. Непосредственно реализация этой политики, а следовательно, обеспечение безопасности государства, возложена на пограничников, выполняющих свои задачи во взаимодействии с представителями других ведомств.

    Чтобы понять, насколько масштабны эти задачи по своей сути и содержанию, необходимо знать, сколь уникальна пограничная сфера России.

    Это проявляется во многом. Во-первых, у России огромная линия соприкосновения с внешним миром (более 61 тысячи километров). Это 16 сопредельных государств, совершенно разных по экономическому развитию, государственному устройству и проводимой по отношению к России политике.

    Во-вторых, различные физико-географические условия, в которых пограничные органы охраняют государственную границу. С Запада на Восток она проходит через 12 часовых поясов, с Севера на Юг - от Арктики до Кавказа. Сухопутный участок российских рубежей составляет свыше 14,4 тысяч километров, речной и озерный - свыше 7,8 тысяч километров, морской - свыше 38,8 тысяч километров, площадь исключительной экономической зоны - 9 миллионов квадратных километров.

    В-третьих, каждому участку границы присуща своя динамичная, разноплановая обстановка. На них проецируются основные проблемы Запада и Востока, Юга и Севера, Европы и Азии. От боевых действий на Кавказе до проблем миграции, контрабанды, расхищения природных ресурсов.

    Половина российских субъектов федерации являются приграничными. Из них 24 получили выход к границе с распадом СССР. Они занимают более трех четвертей территории страны с населением около 64 миллионов человек.

    Все это накладывает свой отпечаток на организацию оперативно-служебной деятельности. Особенно сегодня, когда меняются приоритеты в охране государственной границы, а на некоторых участках переходят от традиционных войсковых способов несения службы к оперативным.

    Если говорить о результатах оперативно-служебной деятельности пограничных органов в текущем году, то можно отметить следующее. За четыре месяца 2005 года пограничниками задержано около 2000 нарушителей границы и свыше 2700 нарушителей пограничного режима. На границе изъято около 530 килограммов наркотических средств (за прошлый год - 4,6 тонны), контрабанды - на сумму свыше 114 миллионов рублей. Пропущено установленным порядком через границу свыше 25 миллионов граждан и 4 миллионов транспортных средств. На законных основаниях не разрешен проезд через границу 28 тысячам граждан (в том числе по причине неисправности документов - 14228).

    Как проходит процесс обустройства границы на Северном Кавказе? Ведь именно в этом регионе в настоящее время полным ходом ведутся работы по развитию пограничной инфраструктуры?

    В настоящее время продолжается реализация утвержденного президентом Российской Федерации Комплексного плана усиления охраны и обустройства государственной границы в Северо-Кавказском регионе на период до 2007 года, а также Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)", предназначенной сыграть решающую роль в развитии пограничной инфраструктуры.

    На северокавказском участке границы спланировано капитальное строительство более восьмидесяти крупных объектов, из них более семидесяти городков пограничных застав, новые управления пограничных отрядов, учебный центр. Намечены большие объемы строительства инженерных и технических объектов: линии и узлы связи, дороги, мосты, сооружения для визуального и технического наблюдения, вертолетные площадки.

    Реализация задач капитального строительства жилых и специальных объектов позволит пограничным органам существенно повысить надежность охраны границы на Северном Кавказе и обезопасить ее от всевозможных устремлений трансграничной преступности.

    Особое внимание уделяется оснащению пограничных органов современными техническими средствами и вооружением, позволяющими полномасштабно и эффективно контролировать обстановку в пределах приграничной территории. Вводятся в строй системы сотовой и космической связи, современные инженерно-технические средства охраны границы.

    В соответствующих подразделениях Пограничной службы ФСБ России разрабатывается программа оснащения подразделений границы автоматизированными системами сбора и обработки информации. Отечественной промышленностью к осени 2005 года планируется создание первых образцов автоматизированного базового комплекса технических средств и вооружения, предназначенного для охраны государственной границы на участке пограничной заставы путем обеспечения дистанционного технического контроля приграничной территории в режиме реального времени.

    На следующем этапе, начиная со второй половины 2005 года, планируется по таким же направлениям приступить к обустройству границы России с Казахстаном.

    Система управления пограничными органами приводится в соответствие с системой государственного административно-территориального устройства. Чем это вызвано?

    При формировании современной системы пограничных органов большое значение придается вопросам определения их оптимального состава, удобства оперативно-служебной деятельности и эффективности размещения на приграничной территории. Всестороннее изучение соответствующих факторов влияния (с учетом необходимости объединения усилий всех компетентных органов государственной власти в борьбе с трансграничной преступностью, другими современными вызовами и угрозами интересам и безопасности России в пограничной сфере) предопределило административно-территориальный принцип построения Пограничной службы.

    На сегодняшний день в федеральных округах созданы региональные пограничные управления ФСБ России, на которые возлагаются в основном координирующие и контрольные функции. При этом усиливается влияние региональных пограничных управлений по федеральным округам на реализацию государственной пограничной политики и обеспечение пограничной безопасности в регионах. Они предназначаются для координации усилий пограничных органов ФСБ России и территориальных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных (в том числе и негосударственных) структур в интересах защиты и охраны государственной границы.

    В приграничных субъектах Российской Федерации формируются пограничные управления ФСБ России, которые становятся основными пограничными органами на территориях и единственными административно-хозяйственными звеньями управления подразделениями Пограничной службы, обладающими широким спектром полномочий и всей полнотой ответственности за охрану государственной границы и пограничных пространств России.

    Предусматриваются децентрализация традиционной войсковой системы материально-технического обеспечения и передача пограничным управлениям основной части снабженческих функций, от которых освобождаются формируемые на базе пограничных отрядов районные (межрайонные) отделы. С освобождением пограничных подразделений от функций обеспечения у них появляется реальная возможность сосредоточить главные усилия на решении оперативно-служебных задач.

    Реорганизация системы управления позволила сократить ее многоступенчатость, освободиться от некоторых промежуточных управленческих звеньев, а главное, приблизить пограничные управления к государственной границе, наделив их функциями основных полномочных органов для непосредственного управления силами и средствами обеспечения пограничной безопасности.

    При формировании единой системы управления пограничными органами в регионах и приграничных субъектах Российской Федерации учитывается, чтобы при этом были созданы комфортные условия для службы и жизни каждому сотруднику пограничной службы и членам его семьи. С этой целью строительство пограничных городков ведется, как правило, в населенных пунктах. Вся система пограничных органов строится на базе и с учетом существующей социальной сферы приграничных субъектов и возможности ее использования сотрудниками пограничной службы. В то же время там, где в приграничных субъектах местная инфраструктура слабо развита, одновременно со строительством новых пограничных объектов планируется построить или улучшить дорожную сеть, провести в приграничные населенные пункты современную связь, телевидение, предоставить населению дополнительные возможности для службы и работы.

    Александр Леонидович, как проходит процесс передачи под юрисдикцию таджикских пограничников участка таджикско-афганской границы?

    Передача проходит в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями. В течение 2004 года таджикские пограничники приняли под свою охрану участки трех погранотрядов памирского направления - Ишкашимского, Хорогского и Калайи-Хумбского. Таджикским коллегам было передано 22 погранзаставы и 25 погранпостов со всей инфраструктурой, необходимой для несения службы, а также три пункта пропуска через границу.

    В апреле текущего года проводились необходимые мероприятия по передаче инфраструктуры Московского пограничного отряда. Этот участок перейдет Комитету по охране госграницы Республики Таджикистан в течение двух месяцев. Таджикским пограничникам будут переданы 15 постов и 18 застав.

    До конца осени 2005 года они примут также Пянджский пограничный отряд и части душанбинского гарнизона.

    Хотел бы отметить, что российские "зеленые фуражки" из Таджикистана не уходят, меняется лишь формат российского пограничного присутствия в республике. Межгосударственным российско-таджикским соглашением от 16 октября 2004 года о сотрудничестве по пограничным вопросам предусмотрено после завершения работы по передаче участков государственной границы, движимого и недвижимого имущества таджикским пограничникам оставить в Таджикистане Оперативную пограничную группу ФСБ России. В ее составе не будет войсковой составляющей, а заниматься она будет координацией сотрудничества по пограничным вопросам и оказанием помощи пограничникам в охране государственной границы Республики Таджикистан.

    В печати появились данные о том, что к 2008 году пограничные органы будут комплектоваться только контрактниками...

    В рамках формирования новой системы пограничных органов планируется изменить порядок их комплектования, так как традиционная система комплектования Пограничных войск на основе призыва граждан для прохождения военной службы себя изжила. Современные пограничные органы необходимо комплектовать профессионалами, способными эффективно решать сложные задачи по борьбе с терроризмом, наркотрафиком, трансграничной преступностью.

    Вместе с тем переход на комплектование только профессионалами в различных областях пограничной деятельности потребует значительного времени, которое необходимо на их подготовку, создание служебных и бытовых условий. Задача сложная, но реальная, и принципиальное решение по планомерному переходу к системе комплектования на профессиональной основе принято и реализуется.

    В настоящее время военнослужащих по призыву уже нет в пограничных органах, дислоцирующихся на территориях Центрального, Приволжского и Уральского федеральных округов (частично - Южного и Сибирского федеральных округов). К концу текущего года планируется полностью исключить их в подразделениях в пределах Северо-Западного федерального округа, Арктического и Северо-Восточного регионов (за исключением морских частей).

    В ближайшие годы планируется прекратить плановый призыв граждан на военную службу в пограничные органы и значительно увеличить количество должностей сотрудников пограничной службы, комплектуемых профессионалами, в основном офицерами и прапорщиками.

    В канун Дня пограничника мы неизменно обращаемся к традициям стражей границы, сверяем с ними наши сегодняшние дела. Чему из опыта защитников Родины старшего поколения, победившего в Великой Отечественной войне, следовало бы, на ваш взгляд, уделить сейчас наиболее пристальное внимание?

    Традиции, в принципе, как сокровищница служебного опыта и духовного богатства, должны быть постоянно в центре нашего внимания. С учетом уроков Великой Отечественной войны, 60-летие Победы в которой мы только что отметили, опыта оперативно-служебной деятельности "зеленых фуражек" при проведении контртеррористических операций на Северном Кавказе, их противодействия угрозам национальной безопасности правомерно сделать акцент на некоторых практических моментах. Я призвал бы сегодняшних защитников рубежей Родины быть профессионалами своего дела. Такими, какими были в свое время их отцы и деды. Мы уже говорили о том, что граница оснащается самыми современными техническими средствами. Управлять ими сможет только грамотный специалист. Хотелось бы, чтобы те, кто придет на контрактную службу в пограничные органы, в совершенстве владели своей профессией.

    Конечно же, необходим патриотизм, который всегда был присущ защитникам Родины старшего поколения. Просто необходимо быть патриотом - тогда легче будет преодолевать трудности и житейские невзгоды.

    Переход к оперативным методам охраны границы должен дать новый импульс всей работе по дальнейшему развитию традиций дружбы и сотрудничества с местным населением, по укреплению наших связей с руководством субъектов Федерации, приграничных районов, городов.

    Что бы вы пожелали воинам в зеленых фуражках, ветеранам пограничной службы в праздничный для них день?

    Я хотел бы выразить слова благодарности всем военнослужащим Пограничной службы ФСБ России за их самоотверженный труд, за то что, несмотря на трудности житейские, бытовые, они остаются в строю и с честью выполняют возложенные на них обязанности. Мои самые добрые пожелания членам их семей, всем близким и родным пограничников, разделяющим с ними беспокойную судьбу.

    Низкий поклон ветеранам, нашим учителям. Спасибо вам за мужество, стойкость и достоинство. Крепкого здоровья, счастья вам и вашим близким.