Строительный портал - NikolskyAdm

Конспект урока на тему "Фразеологизмы" (6 класс). Конспект урока «Фразеологизмы и их употребление Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Урок № ________

Тема: « Фразеологизмы»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи: предметные: знать определение фразеологизмов; развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

метапредметные : формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;

личностные : воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

    Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

    Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания

Показывают работы.

    Актуализация опорных знаний.

Лексический терминологический диктан т (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь) с последующей взаимопроверкой.

1) Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу - слово. (Лексикология )

2) словарный запас одного человека (лексикон );

3) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы );

4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы );

5) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы );

6)слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы );

7) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы );

8) новые слова, возникающие в языке (неологизмы ).

У учеников в тетради должна получиться запись: лексикология, лексикон, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы.

Взаимопроверка.

    Мотивация УД.

«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее?

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».

Определите тему урока.

Анализируют, осмысливают.

Прогнозируют тему урока.

    Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

    Работа над темой.

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Задания приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова.

Работа над новым материалом. Работа с учебником – прочитать материал учебника.

«Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы».

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению.

Задание : найдите (устно) и запишите запомнившиеся фразеологические обороты в тексте стихотворения В. Суслова и объясните их значение.


Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло .
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».

Запись в тетрадь.

Работают в парах.

    Физкультминутка

Ухо – нос. Левой рукой ребёнок захватывает кончик носа, правой рукой – противоположное ухо. Затем я хлопаю в ладоши. Он отпускает их, меняет местами положение рук.

Выполняют разминку.

    Работа над темой.

Задание : найдите объяснение каждому фразеологизму

Клевать носом ; идти в ногу ; вставлять палки в колёса ; заячья душа ; играть первую скрипку ; заблудиться в трёх соснах .

Для справок. Трусливый человек ; дремать ; мешать ; быть самым главным ; действовать согласованно ; не суметь разобраться в чём-то простом .

Задание : синтаксический разбор предложения.

Солнце блестит во всю ивановскую, и берёзы распустились. (А.П. Чехов)

Вывод : Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.

История появления фразеологизма.

Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».

Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.

В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.

С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.

Вы тоже на следующий урок найдете историю наиболее понравившегося фразеологизма.

Записать фразеологизмы, устно объяснить значение, записать кратко толкование.

    Закрепление материала.

Задание : ну а сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов. Дополните их, соединяя стрелками. Взаимопроверка
Хитёр как лиса
Труслив как заяц
Голоден как волк
Здоров как бык
Изворотлив как уж
Надут как индюк
Нем как рыба
Грязный как свинья
Упрям как осёл
Болтлив как сорока
Колючий как ёж.

Коллективная работа.

Ответ : кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано.

    Я вам прочитаю сказку, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов

Кашу маслом не испортишь.

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох , - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши , а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей !
- Я машину чиню, - заплакал Саша.
А бабушка:
- Всему своё время .
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому . Да ты как с Луны свалился . Русским языком сказано , поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.

Задание : творческий диктант:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не …

Ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

    Рефлексия.

Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?

Чему научились?

Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Заключительное слово учителя:

Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам

    Домашнее задание

23, упр.179-180

Найдите историю наиболее понравившегося фразеологизма.

Запись в дневник.

Приложение к уроку

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать 1) мастер на все руки

2) на вес золота 2) спустя рукава

3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках

4) песок сыплется 3) взять себя в руки

5) в час по чайной ложке 5) грош цена

6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши

7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско

9) душа в душу 9) одержать победу

10)засучить рукава 10)на всех парах

Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика:

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать 1) мастер на все руки

2) на вес золота 2) спустя рукава

3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках

4) песок сыплется 3) взять себя в руки

5) в час по чайной ложке 5) грош цена

6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши

7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско

9) душа в душу 9) одержать победу

10)засучить рукава 10)на всех парах

Чекарева Алена Алексеевна, учитель начальных классов, МОУ СШ №2 г.Ярославль
Описание работы: предлагаю Вам конспект урока для 2 класса общеобразовательной школы на тему: "Фразеологизмы – это интересно!". Данный материал будет полезен для учителей русского языка, для учителей начальных классов.

Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Фразеологизмы – это интересно!"

Тема урока: Фразеологизмы – это интересно!
Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Задачи:
- познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык;
- развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
- развивать творческие способности и образное мышление школьников;
- воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Какие формируются УУД:
Личностные:
1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные:
1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные:
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Прогнозировать предстоящую работу.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Оборудование урока: раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока:

1. Организационный момент (цель: мотивация к действиям на уроке)
Здравствуйте ребята.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Подготовка к применению понятия/правила (цель: проверить степень усвоения нового материала)
- Ребята у вас на партах у каждого лежит раздаточный материал, подпишите фамилию и имя.
- Чтобы писать красиво и аккуратно на уроках русского языка, начнем с минутки чистописания. Я буду вывешивать на доску картинку, а вы должны записать это слово.
- Составьте предложение с любым из слов.
- Вспомните из чего состоит наша речь?
- Сколько значений может быть у слова? Например?
- А какое значение может быть у слова?
- Где мы можем узнать, уточнить значение слова?
- Прочитайте заглавие стихотворения Орлова.
- Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»?
- Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок.
Чтение стихотворения.

НИ ПУХА, НИ ПЕРА

Рано утром Ну, ни пуха
Мама-квочка Ни пера!
В класс отправила Через час
Сыночка. Едва живой,
Говорила: Петушок
- Не дерись, Идёт домой,
Не дразнись, Ковыляет еле-еле
Не петушись. Он со школьного двора,
Поспеши, А на нём и в самом деле
Уже пора Нет ни пуха, ни пера.

В. Орлов

Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи)
- Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?
- В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?
- Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная-грустная история, которую и описал поэт.
- Таких устойчивых выражений немало в русском языке.
- Называются такие выражения - фразеологизмы.
- Какая же тема нашего сегодняшнего урока?
- Тема нашего урока: Фразеологизмы – это интересно!
Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Слово «Фразеологизм» состоит из двух частей: Фразис - Выражение, логос - слово, понятие.
- Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.
- Вы, наверное, неоднократно слышали выражение «А Васька слушает да ест». Это цитата из басни И.А.Крылова «Кот и повар»(1813). Употребляется в значении: «один говорит, а другой не обращает внимания на него».
- А как вы думаете откуда к нам пришли фразеологизмы?
Прямой смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями наших предков, их работой.
Большинство фразеологических оборотов имеют исконно русское происхождение:
1) обороты разговорно – бытовой речи: из огня да в полымя;
2) пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые слова из русского фольклора: красная девица; добрый молодец; отложить в долгий ящик;
3) выражения из книжного языка: свежо предание, а вертится с трудом (А.Грибоедов «Горе от ума»)
4) отдельные выражения профессиональной речи: без сучка, без задоринки.
- Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.
Например, на краю земли (света) – далеко, намылить шею – проучить, пешком ходит под стол – маленький, зуб на зуб не попадает – замёрз.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Одним словом». У вас на партах лежит раздаточный материал. Нужно выразить смысл фразеологизма одним словом, а затем записать. Внизу задания, есть слова для справок, где можно найти нужное слово. Первый пример, мы делаем вместе. Как без рук, т.е беспомощный, зачеркните карандашом это слово, чтобы потом не запутаться.
На руках носить – любить
Рукой подать – близко
Вылетело из головы - забыл;
Вешать нос - унывать;
В час по чайной ложке - медленно;
Во все горло - громко;
Во весь дух, со всех ног - быстро.

Слова для справок: громко, унывать, беспомощный, быстро, медленно, любить, близко, забыл.
- Молодцы ребята, а сейчас мы с вами будем «Путешествовать по зоопарку». Посмотрите на доску, на слайде представлены картинки с животными: волк, лиса, рыба, баран, заяц, змея, ёж, собака.
Ваша задача место точек назвать животное, которое подходит к этому фразеологизму.

Голодный как…волк
Хитрая как…лиса
Трусливый как…заяц
Изворотливый как…змея
Колючий как…ёж
Немой как…рыба
Верный как…собака
Упрямый как…баран
- Молодцы, ребята.

3. Включение нового понятия в систему ранне изученных (цель: определить роль и значение понятия в системе языковых единиц)
- Сейчас выполняем 2 задание в раздаточном материале.
Выберите из слов для справок и вставьте нужные слова так, чтобы получились фразеологизмы.
Перемывать (косточки), (медвежья) услуга, (крокодиловы) слезы, втирать (очки), на душе (кошки) скребут, (руки) не доходят, денег (куры) не склюют, потерять (голову), мокрая (курица), (львиная) доля.
Слова для справок: куры, львиная, кошки, руки, курица, голову, медвежья, крокодиловы, косточки.
- Молодцы, ребята, а теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Скороговорка». Прочитайте про себя скороговорку, найдите фразеологизм и объясните его. Кто хочет прочитать быстро скороговорку?
Услыхали бобы о грибах. Пошли бобы по грибы. А грибы забрались на дубы, и остались бобы на бобах. (Остаться на бобах – остаться ни с чем).
- А теперь выполняем следующее задание, найдите и подчеркните фразеологизм и объясните его значение.
1) Долго ли он собирается водить нас за нос?
2) Что же ты словно воды в рот набрал?
3) Заруби ты себе на носу: я не обязан делать эту работу!
4) Что же ты не приезжал? Словно сквозь землю провалился…
5) Вряд ли мне удастся убить двух зайцев сразу.

4. Анализ текста (цель: выяснить функцию понятия/правила в устной и письменной речи)
- Вставьте в текст фразеологизмы.
У нас в школе некогда _________. Надо упорно трудиться.
Если ты работаешь на уроках ______________, на переменах кричишь _________, то хорошего результата ты не добьешься. Если ты на уроке молчишь, словно ________ и из тебя слово _____________, так тоже дело не пойдет. Но если ты выполняешь домашнее задание __________, прочитываешь книги _________, знаешь русский язык так, что правила _________, то всё получится. Покажи свой талант, ученик, раскрой себя.
Банк фразеологизмов: на всю катушку, считать ворон, от корки до корки, без сучка и задоринки, клещами не вытащишь, во всю Ивановскую, спустя рукава, воды в рот набрал, от зубов отскакивать.
- Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от уроков русского языка. И русский язык станет для вас, ребята, верным другом.
- И наш урок русского языка мы закончим такой фразой: "Люби, цени и знай свой язык". Пропишите пожалуйста,эту фразу.

5. Итог урока (цель: закрепить алгоритм языкового разбора) Ребята, вот и подошел наш урок к концу.
Ребята, вот и подошел наш урок к концу.
- Что нового усвоили? Что такое фразеологизмы?

6. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений)
- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Составить небольшой рассказ (можно описать случай из жизни), используя фразеологизмы.
Раздаточный материал

1 . Тренировочные упражнения.

а) Запишите, определите лексическое значение фразеологизмов.

Бить баклуши, попасть впросак, заклятый враг, сломя голову, точить лясы, закадычный друг, кромешная тьма, с гулькин нос. (слайд 7)

«Перекличка» между рядами: один ряд читает фразеологизм, другой объясняет значение, третий составляет предложение. Затем очерёдность меняется.

б) Игра «Веселые картинки» (задание по группам).

По картинке с изображением медведя, осла, обезьяны, лисы назвать и записать фразеологизм, содержащие название животного. (слайд 8, 9, 10, 11)

в) Очень часто мы неверно объясняем значения фразеологизмов. Найдите и исправьте ошибки в толковании фразеологизмов.

    наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму

    заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить

    кот наплакал – довести кота до слёз

    подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку

    показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку

    кот наплакал – много

    спустя рукава – прилежно

    мартышкин труд – бесполезная работа

    знать назубок – наизусть

    во весь дух – очень медленно

    от доски до доски – от начала до конца

    с гулькин нос – мало

    горе луковое – талантливый человек

    при царе Горохе – очень давно (слайд 12)

г) составить текст по рисункам:

2. Выборочный диктант.

Задание: выписать все фразеологизмы (текст читается 2 раза; второй раз медленно, чтобы учащиеся успели выписать фразеологизмы), объяснить их значение.

1) Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

2) Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы ему взять себя в руки. А нам дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – голову даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

3) Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!

Тема урока : «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тип урока: урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.

Цели урока : обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания по теме «Русская фразеология»;
  • сформировать умение находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и источник происхождения, употреблять в своей речи;
  • развить умение работать с фразеологическим словарем.

Ход урока.

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Здравствуйте, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

А это мое настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

  1. Актуализация знаний.

- Ребята, откройте тетради, запишите число и тему нашего сегодняшнего урока.

- Итак, перед тем как мы приступим к работе по данной теме, я предлагаю вам выполнить «инвентаризацию знаний», т. е. определить, что мы уже знаем по данной теме, спрогнозировать, на какие вопросы предстоит ответить, а в конце урока подвести итог - удалось ли найти ответы на поставленные вопросы, какое приращение знаний произошло. Для этого предлагаю заполнить вам следующую таблицу:

- Ребята, посмотрите внимательно на тему нашего урока и скажите, что вы уже знаете о фразеологии?

Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

А что такое фразеологизмы?

Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. Например: сбиться с ног, обвести вокруг пальца.

Каким членом предложения является фразеологизм?

Фразеологизм является одним членом предложения.

Что еще вы можете сказать о фразеологизмах? Посмотрите на подсказку на слайдах.

Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом, например:

Зарубить на носу – запомнить;

Как в воду глядеть – предвидеть;

Кот наплакал – мало.

- Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы, например: тертый калач – стреляный воробей (в значении «опытный человек»),

Непочатый край (в значении «много») – раз-два и обчелся (в значении «мало»),

Пустить петуха (в значении «поджечь») – пустить петуха (в значении «фальшиво спеть ноту»).

- Итак, молодцы, ребята. Значит, всё, что вы мне сказали, мы можем смело записать в первую колонку нашей таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

А сейчас давайте еще раз внимательно прочитаем тему урока и спрогнозируем, на какие еще вопросы предстоит нам ответить и чему научиться на сегодняшнем уроке.

Мы сегодня должны ответить на вопрос: «Каковы источники происхождения фразеологизмов?», научиться правильно и уместно употреблять фразеологизмы в своей речи, пользоваться фразеологическим словарем.

Хорошо, значит, вторая колонка у нас будет выглядеть так:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

3. Фразеологизм является одним членом предложения.

4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом.

5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы.

Скажите, ребята, заполняя вторую колонку таблицы, какое действие в структуре урока мы выполнили?

Определили цели нашего урока.

III. Открытие нового знания.

Вступительное слово учителя: Фразеологизмы – это особые обороты, которые являются одним из лучших украшений речи. Еще великий М. В. Ломоносов назвал устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Ученые поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Поэтому и родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далеких времен, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

«Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится», - говорят в народе. И, действительно, каждое выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.

Работа в группах. Группы получают задания:

1-ая группа:

- Прочитайте предложения, определите их жанр. Подчеркните сочетания слов, которые, по вашему мнению, являются фразеологизмами. Свое мнение обоснуйте.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Стреляного воробья на мякине не проведешь.

Собака на сене лежит, сама не ест и другим не дает.

Не в свои сани не садись.

Вывод: Одним из источников фразеологизмов являются пословицы и поговорки.

2-ая группа:

- Прочитайте фразеологизмы. Подумайте, что их объединяет?

Молочные реки, живая вода, красная девица, у разбитого корыта, Кощей Бессмертный, в бутылку загнать, а король-то голый!

Вывод : Еще один источник фразеологизмов, присутствующих в нашей речи, – сказки. Наивные, интересные, добрые – они знакомы нам с самого детства, удивляя своей бесхитростной, но такой правильной моралью. Произошедшие из самых глубин народной мудрости, сказочные фразеологизмы не утрачивают своей актуальности и сегодня, активно применяясь в разговорной речи и литературе.

3-я группа:

- Что, по вашему мнению, дало жизнь следующим фразеологизмам:

Блудный сын, всемирный потоп, всякой твари по паре, манна небесная, хлеб насущный, терновый венец, святая святых, Фома неверующий.

Вывод : Библия – самая популярная книга человечества, многократно читаемая и повторяемая на церковных службах, на семейных чтениях. Библейские фразеологизмы часто присутствуют в нашей речи, привнося в нее высокую духовность и поучительный оттенок.

4-я группа:

С какими произведениями связаны такие выражения:

Авгиевы конюшни, ахиллесова пята, гордиев узел, геркулесов подвиг, прометеев огонь, рог изобилия.

Вывод: Особую группу фразеологизмов составляют обороты, которые своими корнями уходят в глубину античной эпохи. Мифы Древней Греции, герои античной литературы – многие фразеологизмы нельзя понять и разгадать, не зная предысторию их появления. Источником таких фразеологизмов служит история и мифология. Зная причину возникновения фразеологизма, очень легко разгадать его смысл, удачно и в нужный момент вставить в речь.

5-я группа:

Подумайте, с какими профессиями связано возникновение следующих фразеологизмов, объясните их смысл :

Играть первую скрипку.

Через час по чайной ложке.

Без сучка и задоринки.

Шито белыми нитками.

Доводить до белого каления.

Вывод: Почти каждое ремесло, профессия оставили свой след во фразеологии.

6-я группа:

Прочитайте выражение, составьте с ним два предложения так, чтобы в первом предложении данное выражение было употреблено в прямом значении, а во втором - в переносном.

Сматывать удочки.

Вывод: Большинство фразеологических оборотов возникли в результате метафорического переосмысления свободных словосочетаний .

Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями. А сейчас давайте откроем учебники (стр. 107) и поработаем со схемой, данной в упр. 209. Рассмотрите схему. Определите ее тему. Где заключена главная информация, где – дополнительная? Опираясь на схему, расскажите, на какие две группы по происхождению делятся фразеологизмы русского языка. Приведите примеры. (Работа со схемой).

IV. Комплексное применение знаний.

Учитель: Вы хорошо поработали, значительно расширили свои теоретические знания о фразеологизмах. А теперь перейдём к практической части.

Задание №1.

Какое значение имеют фразеологизмы? (Открываются слайды – фразеологизмы в картинках).

Море по колено – ничто не страшно.

Мухи не обидит – кроткий человек.

Как две капли воды – очень похожи друг на друга.

Тянуть кота за хвост – надолго затягивать какое-либо решение или дело.

Витать в облаках – мечтать.

Не разлей вода – дружные ребята.

Плясать под чужую дудку – беспрекословно выполнять волю.

Водить за нос – обманывать.

Сесть на шею – быть обузой для другого человека.

Козел отпущения – …

Рог изобилия -…

На воре шапка горит - …

Учитель: Иногда, ребята, бывает очень трудно определить значения некоторых фразеологизмов. Как вы думаете, почему? (Не знаем истории их возникновения).

А что нам может прийти на помощь? (Словари).

Правильно, о значении и истории возникновения фразеологизмов мы можем узнать в толковых словарях. Но еще существуют словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под ред. А. И. Молоткова, который лежит у вас на парте. Давайте поработаем с ним. Итак, предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие, окунуться в мир слов, и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникните в тайны истории слов.

Задание по рядам: первому ряду найти в словаре происхождение фразеологизма «козел отпущения», второму – «рог изобилия», третьему – «на воре и шапка горит».

(Проверка выполненного задания. Обращаем внимание на пометы в словаре.)

Учитель: Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной и образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Я вам сейчас прочитаю рассказ, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов.

Кашу маслом не испортишь.

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

(Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)

Учитель: Впереди нас ожидает еще одна преграда – это стих. В. Суслова « Как работает слово? Нам необходимо подобрать нужные фразеологизмы и добавить их в текст стихотворения. Подсказка: во всех фразеологизмах имеется слово «вода».

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой
сквозь огонь и сквозь воду пройдёт
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «
Как с гуся вода ».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе!
Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол,
воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно
лить воду ! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол,
воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали:
«В стихах-то вода».

Учитель: А сейчас давайте проверим ваши знания, насколько расширился у вас словарный запас. Проведем дидактические игры:

1. «Подберите фразеологизм».

Как говорят

О том, кто часто меняет свои решения;

О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём – нибудь;
о кротком и безобидном человеке;
о болтливом человеке;
о положении, когда опасность грозит с двух сторон;
о человеке, который совершенно лишен музыкального слуха.

С одним из фразеологизмов придумайте и запишите предложение.

2. «Шесть загадок волшебного сундучка» (ложка, лук, тарелка, решето, дудка, мешок).

– Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (учитель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.

  • Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это?
  • С этим овощем дружит горе. Что это?
  • В какой посуде чувствуют себя неловко?
  • В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это?
  • Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется?
  • В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это?
  • Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго (о чьём-либо медленном действии).
  • Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек.
  • Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.
  • Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном.
  • Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо.
  • Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что.

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Учитель: А сейчас, ребята, настало время вернуться к нашей таблице, у нас осталась не заполнена 3-я колонка.

Исследование какой темы вели на уроке?

Удалось решить поставленные задачи?

Как вы это докажите? (Заполнение таблицы)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

3. Фразеологизм является одним членом предложения.

4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом.

5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы.

1.Каковы источники или откуда приходят фразеологизмы в нашу речь?

2. Научиться использовать фразеологизмы в своей речи.

3.Научиться пользоваться фразеологическим словарем.

1.Все фразеологизмы делятся на исконно русские и заимствованные. Основными

источниками фразеологизмов являются пословицы, поговорки, устойчивые сочетания из русского фольклора; сказки; древнегреческая мифология;

Библия и Евангелие; метафорически переосмысленные свободные словосочетания и др.

2.Составляли предложения с фразеологизмами, находили фразеологизмы в тексте, подбирали подходящие по смыслу фразеологизмы.

3.Давали лексическое толкование фразеологизмов с помощью словаря.

Где можно применить новые знания?

Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Спасибо за урок!!! Молодцы!

VI. ДЗ:

Учитель: Выполнить понравившиеся задания в буклетах по фразеологии.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».

Знаю Хочу узнать Узнал??? !!!

Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

как в воду глядеть – предвидеть; кот наплакал – мало; бить баклуши – бездельничать; Ловить рыбу в мутной воде – извлекать выгоду из чьих-либо затруднений. ?

Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо, ведь этим ты другу, Окажешь медвежью услугу. ?

тертый калач – стреляный воробей непочатый край – раз-два и обчелся пустить петуха – пустить петуха?

Знаю Хочу узнать Узнал 1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы. 2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. 3. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом или целым выражением. 4. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы. Каковы источники или откуда приходят фразеологизмы в нашу речь? 2. Научиться использовать фразеологизмы в своей речи. 3. Научиться пользоваться фразеологическим словарем. ??? !!!

Открываем новые знания.

Пословицы и поговорки Свободные словосочетания Профессии Библия и Евангелие Древнегреческая мифология Сказки Источники фразеологизмов

«Витать в облаках»

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .