Строительный портал - NikolskyAdm

Обучение грамоте буква к в подготовительной группе. Конспект занятия по логопедии знакомство со звуком и буквой к

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звуки [В], [Вь]. Буква В»

Задачи:
1.закреплять знания о звуках В - Вь;
2.познакомить детей с новой буквой;
3. закреплять умение правильно употреблять предлог В;
4. закреплять умение составлять сложные предложения;
5. закркплять умение определять место звука в слове;
6. развивать мелкую и артикуляционную моторику;
7. развивать фонематическое восприятие;
8. воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Логопед: Сядет тот, кто назовет любое слово и скажет, сколько в нем слогов (дети садятся на места)
2. Логопед: Отгадайте загадки
Видали мы его не раз
Он скачет в двух шагах от нас,
- Чик-чирик! Чик-чирик!
Кто к этой песне не привык?
Всю жизнь свою среди людей
Проводит смелый …
Дети: Воробей.

Логопед: Зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам.
Дети: Это верблюд.

Логопед: Назовите первые звуки в этих словах.
Дети: В слове воробей первый звук В.
Дети: В слове верблюд первый звук Вь.

3. Характеристика звуков В, Вь.
Логопед: Слегка дотроньтесь зубами до нижней губы. Произнесите звук В. Скажите, звук В – какой?

Дети: Звук В – согласный, звонкий, твердый.
Логопед: Верно, а теперь дотроньтесь зубами до нижней губы и слегка улыбнитесь. Произнесите звук Вь. Какой это звук?
Дети: Звук Вь – согласный, звонкий, мягкий.

4. Упражнение в произнесении звуков В и Вь в слогах.
Логопед: Ребята, послушайте внимательно и повторите: ва-во-ву
Дети: Ва-во-ву.
Логопед: Вы-ва-во.
Дети: Вы-ва-во.
Логопед: Во-ву-вы.
Дети: Во-ву-вы.
Логопед: Молодцы.
5. Упр. «Потерялся звук»
Логопед: Сейчас я беззвучно произнесу звук В и громко остальную часть слова, а вы повторите слово целиком. …аза.
Дети: Ваза.
Логопед: …олны.
Дети: Волны.
Логопед: …ата.
Дети: Вата.
((В)аренье,(в)ыставка, (в)ышка, (в)анна, (в)олос, (в)олк)

6. Место звука в слове
Логопед: Ребята, пододвиньте к себе звуковые дорожки и определите место звука В в словах:
Волк – в начале слова;
Диван – в середине слова;
Вата – в начале слова;
Вода – в начале слова;
Слива – в середине слова.
7. Физминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол спокойно сесть.
(дети выполняют движение по тексту.)
8. Знакомство с «маленьким» словом – предлогом В
Логопед: Ребята, в – это не только звук, но и короткое слово-предлог. Оно помогает словам дружить в предложении. Например, Мама пошла в магазин. Выложите схему данного предложения.

Логопед: Придумайте предложение с коротким словом – предлогом В.
Дети: Рыба плавает в воде.
Дети: Дети играют в мяч.
Дети: Продукты продаются в магазине.
Дети: Цветы растут в горшке.

9. Знакомство с буквой В.
Логопед: Ребята, Звуки В и Вь обозначаются буквой В.
Рассматривание буквы В.
Логопед: Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая,
Как будто крендель испекли,
Проезжих ожидая.
С.Маршак.
10. Работа в тетради «Изучаем грамоту»(тетрадь с заданиями для развития детей. Часть 1) стр.12

11. Итог занятия.
- С какой буквой познакомились.
- Назовите короткое слово-предлог.

Дата публикации: 14.04.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

ель: Познакомить детей с согласным звуком [К] и буквой К.

Образовательные:

1. Учить вычленять звук [К] из ряда других звуков, слогов, слов и давать ему характеристику

2. Учить определять положение звука в слове,

3. Познакомить с графическим изображением буквы К.

Развивающие

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.

2. Стимулировать развитие мыслительных процессов детей (анализ, синтез, классификация).

3. Способствовать развитию мелкой моторики руки.

Воспитательные:

1. Прививать интерес к получению знаний.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: Экран с мультимедиа, большая книга сказок, выполненная в форме двери (1,5м х 1м) мяч, почтовый ящик, деревья, речка, мостик с гласными буквами А, У, И, сухой бассейн, на каждого ребёнка коробочка с бросовым материалом: фасоль, очищенные спички, разноцветные стеклянные декоративные камушки, тыквенные семечки, пенопластовые кубики, семечки хурмы и арбуза; карточка с буквой из гофрированной буквы, карточки с написанной букой, листок с буквой, сделанной точками для обведения контура, конверты для игры "Почта", мягкие модули.

Основные методы и приёмы:

Использование коммуникативной игры на знакомство, позволяет детям снять эмоциональное напряжение, корригирует эмоционально-волевую сферу.

Использование ИКТ для стимулирования детей к работе на занятии, как способ самоконтроля знаний, новая форма подготовки дидактических игр для детей: выполнение действий и движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворного текста для развития согласованности и координации движений; д/и "Речка" (использование вопросов для стимулирования принятия самостоятельного решения).

Использование музыки, наглядности для эмоционального настроя на занятие.

Д/и "Какой звук?" (закрепление артикуляционного образа звука).

Схемы - подсказки (этапы анализа звука).

Д/и "Кто живёт на полянке?", "Хлопни на звук:" (развитие фонематического слуха и слухового внимания)

Игра с мячом "Слова наоборот" (развитие ловкости, быстроты реакции, закрепление знаний о словах-антонимах).

Д/и "Почта" (определение нахождения места звука в слове).

Задание "Назови одним словом" (закрепление словаря).

Д/и "Буква из элементов" (развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, памяти).

Д/и "На что похожа буква?" (развитие воображения).

Д/и "Какая буква правильная?" (развитие оптического гнозиса, предупреждение дисграфии).

Использование раздаточного материала и карточек для индивидуального дифференцированного подхода.

Отрывок из мультфильма "Наш друг Пиши-читай" (сюрпризный момент и закрепления понимания о важности звуков в слове и буквы в написании слов).

Итоговые вопросы для контроля усвоения материала детьми.

План занятия:

I. Оргмомент (2 мин).

II. Подготовка к восприятию материала (1 мин).

III. Подготовительная дыхательная и мимическая гимнастика (1 мин).

IV. Повторение знаний о гласных. (2 мин).

V. "Звуковая полянка" (3 мин).

Ориентировка в пространстве, развитие слухового восприятия, установление логических связей.

VI. Знакомство со звуком [К], его характеристикой и условным обозначением (3 мин).

VII. Игра "Узнай звук", игра с мячом "Слова наоборот" (2-3 мин).

VIII. Определение положение звука в словах через Д/И "Почта" (7 мин).

IX. Развитие мелкой моторики через игру "Секретные шкатулки" (1 мин).

Х. Знакомство с буквой (2 мин).

ХI. Сюрпризный момент (3 мин).

XII. Подведение итогов занятия. (1 мин).

XIII. Отзыв о работе детей (1 мин).

Ход занятия

I. Оргмомент (Слайд 1)

Дети заходят в зал и становятся в круг.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю всем поздороваться со мной ладошками.

Логопед здоровается с ребёнком по имени, прикасаясь своими ладошками к ладошкам ребёнка. В ответ ребёнок тоже здоровается.

Логопед: Какие вы дружные! Чтобы мы лучше узнали друг друга, предлагаю сыграть в игру "Вот так!" Я буду вас спрашивать, а вы будете отвечать: "Вот так!" и показывать как вы это делаете, например:

Как живёшь? Вот так (все вытягивают вперёд руки, зажимают пальцы в кулачок, а большой палец поднимают вверх);

Как идёшь? Вот так (все шагают);

Как грустишь? Вот так (выражают грусть лицом);

Как ты спишь? Вот так (ладошки под голову);

Как шалишь? Вот так (надувают щёки и сдувают, ударяя по ним кулачками);

Как грозишь? Вот так (двигают указательным пальчиком) (можно сыграть 2 раза)

II. Подготовка к восприятию материала.

Логопед: У нас отличная команда. Я приглашаю вас отправиться в сказочную страну Звукобуквию, познакомиться с одним из звуков, научиться слышать его среди других звуков и обозначать его буквой.

Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и скажите: "У нас всё получится". В путь!

Логопед открывает дверь большой книги сказок (звучит волшебный сигнал и начинается спокойная осенняя музыка "Падают листья"). Дети проходят через открытую книгу.

Логопед: Оглянитесь вокруг, нас встречает загадочный лес его воздух чист и свеж. Вдохните его, как я. Вдыхаем глубоко носом а выдыхаем ртом, можно помочь руками - на вдох руки поднимаем и слегка разводим в стороны, на выдох ладошки касаются груди (ребята повторяют движения)

III. Мимическая гимнастика. (Логопед показывает и рассказывает - дети повторяют движения)

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим обогреваем,

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро

Щёчки разминаем, чтобы надувались,

Губки пожуём мы, чтобы улыбались.

IV. Повторение знаний о гласных.

Логопед: Но посмотрите, ребята, наш путь перегораживает широкая и глубокая речка. Как же нам перебраться на другую сторону? (ответы детей). Посмотрите вокруг, найдите что-нибудь для переправы? (Дети обращают внимание на доску, припорошенную листьями). Дети подходят к доске, садятся на корточки. Логопед предлагает набрать полный рот воздуха и сдуть листья с доски. На доске остаются лежать буквы: А, О, У, Э,Ы.

Логопед: Что написано на доске? (буквы). Назовите их. Какие звуки они обозначают, кто из вас знает?

Дети: Они обозначают гласные звуки, потому что выдыхаемый воздух не встречает преграду.

Логопед просит мальчиков взять доску и положить поперёк речки.

V. Детей приглашают на полянку. Ребята садятся на модули-пенёчки и видят на экране полянку.

Логопед: Какая интересная полянка, на ней почему-то находятся;

    стог сена (клик),

    миска молока (клик),

    еловая ветка (клик),

    цыплёнок (клик).

Если дети хорошо подготовленные, то можно рассмотреть в какой части поляны находятся сено, миска, ветка, цыплёнок.

Логопед: Кто живёт на ней? Внимательно послушайте их голоса.

(клик - Звук кошки). Дети говорят, что это кошка.

(клик - На экране появляется кошка).

Логопед: Куда пойдёт кошка?

Ребёнок: Кошка пойдёт к миске с молоком в верхний левый угол)

(клик - Звук курицы).

(клик - На экране появляется курица).

Логопед: Куда отправится курица?

Ребёнок: Курица отправится к цыплёнку в правый нижний угол.

(клик - Звук кукушки).

(клик - На экране появляется кукушка).

Логопед: Куда посадим кукушку?

Ребёнок: Кукушку посадим на ветку в верхний правый угол.

(клик - Звук коровы).

(клик - На экране появляется корова).

Логопед: Куда направим корову?

Ребёнок: Корову направим к стогу сена в нижнем левом углу поляны.

VI. Знакомство со звуком [К].

Логопед: А теперь давайте ещё раз назовём, кто с вами играл и прислушаемся к 1звуку в словах: (клик - на экране остаются Корова, Кошка, Кукушка, Курица. (клик)

Выделяют вместе звук [К] и идёт работа по его характеристике.

(Слайд 4) На экране возникают рисунки: воздушная струя, губы, зубы, язык и черта-слово с кругом над чертой - условное обозначение звука.

(клик) воздушная струя встречает преграду? (клик)

Дети говорят, что язык во рту поднимается горочкой и касается нёба, поэтому воздушная струя встречает преграду (клик)

Дети делают вывод, что [К] согласный (клик).

Вместе с логопедом дети прикладывают ладошку к горлу или ладошки прижимают к ушам и произносят звук [К] (клик)

Делается вывод, что звук [К] согласный и глухой. Его на занятии мы обозначим синим кружком (клик)

VII. Логопед предлагает поиграть в игру "Узнай звук".

1- Сначала произносит разные звуки, на [К] дети должны встать.

2- Произносит пару из звуков. Если ребята слышат [К], все прыгают на 1 ножке.

Игра с мячом "Слова наоборот" (в слове-ответе должен быть звук [К])

    Длинный - короткий,

    Сухой - мокрый,

    Низкий - высокий,

    Густой - жидкий,

    Твёрдый - мягкий

    Смеяться - плакать,

VIII. Дети садятся на "пенёчки".

Логопед: "Что ещё интересного находится на полянке?" Дети видят почтовый ящик - "Лесная почта".

Логопед предлагает посмотреть, что внутри и достаёт конверты. Совместно приходят к решению помочь почтальону разнести конверты с письмами.

На полянке 2 домика

Логопед: Кто живёт в левом домике? (клик) в левом доме живут жители, чьи названия начинаются на [К] (внимание детей направляется на схему под крышей дома).

(клик) В правом домике живут жители, чьи имена заканчиваются на [К] (Внимание к схеме, помещённой под крышей правого дома).

(клик) Вверху полянки появляется конверт с картинкой кому письмо. Логопед объясняет правила игры "Почта"

Образец: логопед берёт первый конверт - на нём нарисован коршун (клик - конверт с коршуном на экране). В слове коршун [К] слышим в начале слова, поэтому мы письмо относим в левый дом (клик - письмо перемещается в левый домик и картинка коршун появляется в одном из 4-х окошек дома).

(Слайд 7) Работа аналогичная со словом ХОМЯК (уже объясняют дети).

(Слайд 8) КЛЁСТ

(Слайд 9) ВОЛК

(Слайд 10) КУРИЦА

(Слайд 11) БАРСУК

(Слайд 12) БЫК

Логопед: Молодцы! А теперь сделайте вывод, кто живёт в каждом домике?

Дети обобщают, что в левом доме живут птицы, а в правом доме - животные.

IX. Развитие моторики.

Логопед: А теперь закройте глазки. Откройте их.

Перед детьми на экране появляется клоун, поднявший правую руку под углом вверх и отодвинвший правую ногу в сторону.

Логопед: Ай да клоун, знаешь кто он? Этот клоун буква К. (клик - Появляется буква К). Встаньте также как клоун.

X. Логопед предлагает построить букву: "Я знаю волшебный колодец, в нём спрятаны секретные шкатулки." (Дети идут к волшебному колодцу - "сухой" бассейн.)

Логопед: Найдите секретные шкатулки. Поставьте их на край стола, где будете сидеть. (Дети садятся за столы).

Логопед: Но сначала научимся её правильно составлять.

(клик) Сначала строим вертикальную палочку (клик). К её серединке ведём наклонную короткую палочку сверху. (клик) От её серединки ведём наклонную короткую палочку сверху вниз. Поднимите указательный пальчик вверх и напишем букву в воздухе. Теперь закроем глаза и потрогаем ладошкой шершавую букву на столе.

Логопед: А теперь поиграем с клоуном "Правильная буква". Если появляется буква правильная - хлопаем в ладоши, если неправильная - топаем ногами.

(клик) (клик) (клик) (клик) (клик) (клик) (Слайд14)

Логопед: А теперь откройте секретные шкатулки и выложите букву по памяти из того материала, который в шкатулке. (Слайд15)

Если ребёнок не справляется, ему дают образец буквы. Если не справляется снова - предлагают на карточке выложить К по написанной букве карандашом.

Если ребёнок быстро справляется, ему дают обвести букву по точкам.

Логопед: Произносить чётко звуки и писать правильно буквы очень важно. Почему? Я открою вам секрет, смотрите.

XI. Показывается отрывок из мультфильма "Наш друг Пиши-читай".

Вопросы: Кто обидел букву? Как обидел Коля букву? Что стало со словами, когда буква ушла? Можно обижать буквы? Весь мультик вы посмотрите со всей группой в свободное от занятий время.

XII. Подведение итогов занятия.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. С какой буквой познакомились? (Слайд16) Вам понравилось занятие? Что особенно понравилось делать на занятии?

Логопед: От себя лично я хочу сказать Вам огромное спасибо, мне приятно было с вами общаться.

(Слайд 17 - все жители страны Звукобуквии прощаются с ребятами).

Логопед: Попрощайтесь с жителями страны и отправимся в обратный путь.

Звучит музыка, на экране снова появляется осенний лес и дети снова проходят через книгу в обратном порядке и возвращаются из сказки в свою группу.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ласточка»

Непосредственно образовательная деятельность
Тема: «Звук и буква «К»
(подготовительная группа)

Подготовила воспитатель
Ермолаева Нина Васильевна.

Таёжный
2009

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Образовательные:
1. Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце).
2. Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
3. Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.
4. Познакомить с образом буквы К.
Коррекционно-развивающие:
1. Научить чётко произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.
2. Упражнять в словообразовании и словоизменении (вол.(к), волк, волки).
3. Упражнять в образовании множественного числа существительных.
4. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.
5. Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа.
Воспитательные:
1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.
2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
3. Повышать речевую активность.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Оздоровительные:
1. Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений.
2. Обучать расслаблению мышц (во время физминутки).
3. Следить за осанкой детей во время работы за столом.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: обогащать словарный запас детей: свиток, постигнет, зашифруем.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: свиток, «портрет звука К», мольберт, озеро, игрушки и иллюстрации животных со звуком К в разных позициях, дом с 3 этажами, мел, карточки для звукового анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, бассейн, утка, замок с недостающими фрагментами.
МЕТОДЫ: эмоциональный настрой, игровая мотивация, сказкотерапия, словесный, наглядный, практический.
ПРИЕМЫ: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком.
ОФОРМЛЕНИЕ: замок, озеро, полянка, домик с кармашками, бассейн, диск с музыкальным сопровождением.

Занятие начинается в группе.

Воспитатель: Сегодня, ребята, на занятии мы познакомимся со звуком К. Для этого мы отправимся в королевство звуков.

Дети идут в музыкальный зал. Подходя, слышится сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ!

Воспитатель: Посмотрите, что это за свиток. Давайте прочитаем (читает свиток):
«У меня стряслась беда,
Помогите, детвора,
В замок мой ворвался ветер
Все разрушил, разбросал,
Части все заколдовал,
Чтобы замок вновь собрать,
Нужно знанья показать.
Справиться с любой задачей,
И постигнет вас удача.
С делом справитесь иль нет,
Вам подскажет мой секрет».

Воспитатель: Ребята, звук «К» попал в беду. Поможем ему? (получает согласие детей).

Воспитатель: Идет король в туфлях, его каблуки громко стучат К-К-К-К, произнесите), дети произносят К-К-К-К).
Одевает тапочки, каблучки стучат мягко К"- К"- К"- К", попробуйте. (дети произносят К"- К"- К"- К").
- Скажите, легко ли вам произносить этот звук?
Дети: Нет, трдно.
Воспитатель: В каком положении находятся губы и зубы при произношении звука «К»?
Дети: Свободно.
Воспитатель: А язык?
Дети: Кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята и касается нёба.
Воспитатель: Верно. Какой он? В этом вам поможет портрет звука «К».
Дети: Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, а вот и первая часть. Давайте пошлем телеграмму, но зашифруем ее. Передайте друг другу КА-КО-КУ (дети по цепочке передают). Теперь повторим по одному. Пожалуйста, Лёня: УК-ОК-АК (дети повторяют по одному разные цепочки слогов).
(Слышится звонок – это сигнал, что задание выполнено правильно).
Воспитатель: Пожалуйста, Лёня, прикрепи 1 часть: флигель.

Воспитатель: К озеру мы подойдем
Часть от замка в нем найдем.

Добавьте недостающий звук «К». Что получится?
Вол(к), а много (волки)
Рыба(к), а много (рыбаки)
Моря(к), а много (моряки)
Като(к), а много (катки)
Завтра(к), а много (завтраки).

Придумайте слова, чтобы в них был звук «К».
(Дети придумывают слова со звуком «К» (кукла, крот, кран, конфета, окно, рука, сосиска, кубик, кабачок, линейка, листок) и прикрепляют 2 часть - крышу).

Воспитатель: Выйдем на полянку
Сядем все в кружок
И найдем от замка
Следующий кусок.

Надо отобрать игрушки в названии которых есть звук «К».
(Дети находят игрушки и складывают в корзинку: пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрешка, молоток, кит).

(Раздается сигнал, что с заданием дети справились, прикрепляют дверь).

Звери грустные стоят
В дом попасть они хотят
Но не знают – как? Куда?
Помогите, детвора.

Мы должны «заселить» животных в дом. На 1 этаж тех, в названии которых звук «К» слышится в начале слова. На 2 этаж тех, где звук «К» слышится в середине. И на 3 этаж тех, где звук «К» слышится в конце слова.
Дети выбирают животных и расселяют по этажам:
1 - коза, корова, кабан,
2 - собака, белка,
3 - волк, барсук, хорек.
Физкультурная минутка
Ветер снова закружил (дети кружатся),
С головою нас накрыл (закрывают голову руками),
Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой),
Идти дальше не дает (наклоняются вперед и закрывают лицо руками),
Сядем дружно все в кружок (подходят в круг),
Отдохнем немножко… (обхватывают друг друга руками),
(пауза)
Ветер стих (выставляют правую руку из круга),
И нам опять всем пора в дорогу. (встают на ноги).
По окончании раздается сигнал, что дети справились. Прикрепляют 4 часть, которая падает сверху.
Воспитатель: Тут дорога впереди
Может нам туда пойти
Вот еще одна стена
Не от замка ли она?

Мы на верном пути. Здесь задание! Составьте предложение с любым словом, в котором есть звук «К». (Дети составляют предложения).

Воспитатель: Какое предложение получилось у тебя Антон? (Мама купила много конфет.) У тебя Настя? (Коша лакает молоко.) У тебя Лёня? (Кран поднимает груз.)
- Составьте предложение из слов: (конфета, кушает, Катя). Дети составляют предложение.
- Какое предложение получилось?
Даша: Катя кушает конфету.
Антон: Катя кушает конфету.
Вова: Катя кушает конфету.
Катя: Катя кушает конфету.
Молодцы, хорошее предложение получилось - Катя кушает конфету.
- «Напишите» схему предложения. (Одной чертой, в конце точка).
Скажите, сколько слов в этом предложении? Катя кушает конфету.
- Сколько слов у тебя Лёня?
Леня: В этом предложении три слова.
А у тебя Максим?
Максим: В этом предложении три слова.

Какое первое слово в этом предложении, Надя?
Надя: Первое слово в предложении Катя.
Какое второе слово, Вова?
Вова: второе слова в этом предложении кушает.
Какое третье слово, Артем?
Артем: Третье слово конфету.
(Слышится сигнал, что задание выполнено верно. Дети прикрепляют часть к замку - стену).
Воспитатель: Замок вновь почти отстроен.
Крыша, флигель, дверь, стена.
Не хватает лишь окна.

Ветер: Ха – ха – ха – ха – ха!
Зря вы спорите со мной,
Я могучий ветер, злой.
Но давайте по порядку,
Загадаю вам загадку,
Где отыщите ее,
Будет там вам и окно.
А не справитесь, тогда,
Вновь разрушу замок я!

Воспитатель: Мы слушаем тебя, ветер.

Ветер: Серая по лужку она важно бродит,
Из воды сухой выходит.

Дети: Это утка.

Воспитатель: Мы к бассейну подойдем
Может, утку там найдем.
Идут к бассейну и находят игрушку - утку. Читают задание: какие звуки «живут» в слове УТКА.
Воспитатель: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за стол.

Дети устанавливают последовательность звуков в слове.

Воспитатель: Сколько звуков в слове УТКА.
- Какой первый звук: Утка?
Дети: звук У.
- Какой это звук?

- Какой второй звук в слове УТКА?
Дети: звук Т.
- Это какой звук?
Дети: согласный твердый, обозначается синим цветом.
- Какой третий звук в слове УТКА?
Дети: звук К.
- Какой это звук?
Дети: согласный, твердый обозначается синим цветом.
- Какой последний звук в слове УТКА?
Дети: звук А.
- Какой это звук?
Дети: гласный, обозначается красным цветом.
- Сколько гласных звуков в этом слове?
Артем: В этом слове 2 гласных звука – «У» и «А».
- Сколько в слове согласных звуков?
Даша: В этом слове 2 твердых, согласных звука «Т» и «К».
- Сколько в этом слове звуков?
Антон: В этом слове всего 4 звука.
- Сколько в этом слове слогов?
Саша: В этом слове всего 2 слога.

Воспитатель: Ребята, вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так не хватало.

Прикрепляем окно на место. Звучат фанфары, и выходит Король королевства Звуков.

Король: Вот спасибо, помогли,
От беды меня спасли.
Вам я очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!!!

Я хочу познакомить Вас с буквой К.

На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой «К» на нас глядит.

Воспитатель: Ребята, давайте выложим букву «К» для короля из разных материалов.

Дети выкладывают букву «К» из разных материалов (из пуговиц, шишек, бусинок, палочек, ленточек, мозаики, различных семян)

Король: Я хочу отблагодарить ВАС за помощь. И подарить ВАМ подарки. Вы можете взять любой подарок, в названии которого есть звук «К».

Дети выбирают подарки: машинки, куклы.

Елена Куликова
Конспект группового занятия по обучению грамоте в подготовительно группе детского сада по теме: «Звук к и буквы К, к»

Цели:

1. Знакомство детей со звуком К.

2. Закрепление правильного положения органов артикуляции в момент произнесения звука К

3. Формирование навыка определения позиции звука в слове.

4. Составление схем прямых и обратных слогов.

5. Выкладывание схемы слова

6. Обучение звуковому анализу коротких слов с заданным звуком.

7. Деление слов со звуком К на слоги.

8. Знакомство с буквой К, к, с элементами букв.

9. Разгадывание ребусов с буквой К.

Оборудование:

Предметные картинки на звук К

В начале: кот, ком, конь, кошелек, калитка, капля,

В середине: утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка

В конце: мак, сук, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок.

В начале и конце: конек, кузнечик, каблук, кошелек.

Предметные картинки: девочка, дом, собака, человек, лягушка, кукушка, ворона, утка, петух, кот, ток

Наборы для составления схем слов, карточки для определения позиции звука в слове, ручки, тетради, цветные карандаши, схемы предложения.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Сядет тот, кто определит последний звук в слове:

Мама, окно, сапоги, суп, мыши, коты, бант, каша

2. Сообщение новой темы

Педагог: - Угадаем загадку:

Травку разгребаю,

Зёрна собираю.

У меня есть гребешок,

Кто я дети (петушок)

Педагог. - Правильно, это петушок. Выставляется картинка петушка.

Назовите первый звук в слове кукарекает. Догадались, о каком звуке мы будем сегодня говорить?

Произнесем его вместе отрывисто: К-К-К

Характеристика звука К по артикуляционным и акустическим признакам.

Возьмите зеркала, произнесите поочередно звук К. Что происходит с губами? (Губы размыкаются). Рот чуть открыт, язычок выгибает спинку к небу и мешает воздуху выходить.

Расскажите, какой это звук: гласный, или согласный и почему вы так решили? (Согласный, потому, что во рту есть преграда воздуху и звук не поется).

Давайте подумаем - он твердый, как камушек, или мягкий, как травка (Звук К твердый) Звук К мы обозначаем квадратиком синего цвета.

В гости к петушку пришли друзья, они хотят помочь добраться звуку К до волшебного города букв. Давайте назовем их. (Кто это)

На доске картинки: лягушка, кукушка, ворона, утка.

Друзья решили отправиться в путь. На нашем маршруте будет несколько остановок.

Остановка № 1

3. Игра «Поймай озорной звук в ладошки»

Педагог. Звук К ужасный озорник, по дороге он решил убежать от друзей и спрятался в словах. Давайте поможем найти звук К в словах, если он там есть, то хлопните в ладошки.

Катя, Тоня, колобок, гусь, качели, вата, шесть, кот, ток, мох, бах.

Теперь неугомонный звук спрятался в именах, давайте найдем его в них

Оля, Катя, Марина, Костя, Клава, Рита, Таня, Харитон, Ксюша.

Остановка № 2

4. Динамическая пауза.

Речь с движением.

Педагог. Чтобы нам довезти в целости и сохранности звук К, нужно помочь друзьям научится его произносить. Для этого я предлагаю вам повторить скороговорки и выполнить движения.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх).

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча).

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны).

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку (разводят руки в стороны) .

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки).

Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку).

Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую)

Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук? (стучат кулачками)

Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг! (прыгают на одном месте)

Остановка № 3

5. Игра «Найди место звука в слове»

Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску! Скажите, что за чудесные вагончики на ней висят? Да это же - схемы слов, в них едут звуки. В первом вагончике звук К едет в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова.

Сейчас мы будем с вами называть картинки и расселять предметы по вагончикам, какого цвета фишку возьмем для этого? (Синего)

Слова: (кот, ком, кошелек, калитка, капля, катушка, утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка, мак, сук, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок).

Итак, мы с вами узнали, что звук К может жить в начале, в середине и в конце слова.

А где живут звуки в этих словах (конек, кузнечик, каблук, кошелек?

Остановка № 4

6. Игра «Угадай, какие звуки спрятались в слогах?»

Педагог называет слоги, дети выкладывают фишками схемы слогов.

Педагог. Наступил вечер и с неба на землю стали падать звезды.

К А, какой слог получится? Выложите фишками звуки в этом слоге

К О (КО, К У (КУ, К Ы (КЫ, А К (АК, О К (ОК, У К (УК, Ы К (ЫК)

Один зверек решил присоединиться к нашим друзьям, чтобы узнать, кто он - отгадайте загадку:

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьет,

Ну конечно это – …

Ответ: Кот

Выкладывание детьми схемы слова кот, подсчет слогов, звуков, выделение звуков по порядку, определение количества гласных и согласных, выделение позиции заданного звука.

Один ребенок выкладывает схему на доске. Педагог дает задание подобрать к схеме буквы на магнитиках. Чтение слова КОТ.

Педагог: Делим слово на слоги. Сколько слогов? Сколько звуков (гласных, согласных? Сколько букв? На каком месте находится звук К?

А теперь прочитайте слово кот наоборот, какое слово получится? (ток) Изменится ли схема слова?

Остановка №5

7. Составление предложений по схеме с предлогом К (с использованием картинок)

Педагог. Посмотрите на схемы предложения и картинки

Давайте составим с их помощью предложения. Что у вас получилось?

Девочка несет котенка к дому.

Собака бежит к человеку.

В этих предложениях поселилось маленькое слово К – предлог, который стоит отдельно от других слов, его говорят тогда, когда один предмет движется к другому предмету и обозначают на схеме треугольником.

Молодцы! Справились со всеми заданиями и помогли добраться друзьям и звуку К до города букв.

8. Знакомство с буквой К

Педагог. Послушайте стихотворение про букву К

Посмотри на букву К:

Есть нога и есть рука.

Костя Крикнул Кошке:"Кыш!"

Это всё на К, малыш.

На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую)Сколько элементов у буквы К? Какие?

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Сказка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

учитель-логопед Валимухаметова Ферюза Кабулжановна

Тема: Звуки [К], [К’]. Буква К.

Коррекционно-образовательные цели . Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Знакомство с буквой К.

Закрепление знаний о предложении.

Продолжать упражнять детей в выкладывании схем, подбору слов к данным схемам; чтение коротких слов;

совершенствовать навык слогового чтения по таблице Зайцева.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фразовой речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, слуховой памяти, умения слушать и слышать инструкции педагога.

Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: предметные картинки на звук [к], пеналы для звукового анализа, демонстрационная таблица А.Н. Зайцева, индивидуальные кассы букв, тетради для письма.

Ход занятия

Организационный момент: Сядет тот, кто вспомнит и назовет слова со звуком [к], [к’].

Постановка цели.

Сегодня на занятии мы будем работать с буквой «К».

Повторение пройденного материала:

Какие звуки обозначает буква «К»? ([К], [К’])

Расскажите о звуке [К]? Расскажите о звуке [К’]?

Работа с предметными картинками. Определение лишней картинки в ряду:

Посмотрите на картинки. Назовите их. Кто это?

Какая птица лишняя? Почему?

(Лишняя птица - цапля, потому что в этом слове нет звука [К])

голубь дятел ворона ласточка

(Лишняя - ласточка, потому что в этом слове слышится звук [К]).

Определение места звука [к] в слове.

У детей на столах картинки, в названии которых слышится звук в начале и в конце слова: книга, паук, лук, мак, куст, сок, кот, финик, барсук, конь, фартук, конфета, калоши, капуста, клен, сук.

Дети по одному выходят к доске называют картинку и ставят ее к одной из полосок-схеме, в соответствии с позицией звука [к] в слове.

РАБОТА ПО демонстрационной ТАБЛИЦЕ ЗАЙЦЕВА.

Логопед: Звонко лапки ставит киска

Наша киска пианистка.

Ей по клавишам рояля

Разрешает прыгать Валя:

К КА КО КУ КЫ КЭ КЬ КЯ КЁ КЮ КИ КЕ

Дети вместе с логопедом пропевают слоговые дорожки, поочередно то низким, то высоким голосом.

Затем парами: К-КЬ КА-КЯ КО-КЁ КУ-КЮ КЫ-КИ

Игра «Живые звуки»

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Живые звуки». Вызывает 3 детей.

первый - Стас - звук К.

вторая - София - звук О.

третий - Ратмир - звук Т.

Встаньте по порядку, а мы с ребятами прочитаем слово.

(хором читают КОТ )

КОТ - кто это?

Кот - это домашнее животное.

Найдем это слово на нашей таблице: КО-Т

7. ФИЗМИНУТКА «ГНОМЫ»

Динь-дон, динь-дон,

Гномы строят новый дом.

Красят стены, крышу, пол,

Подметают все кругом.

Мы к ним в гости пойдем

И подарки принесем.

На пол мягкую дорожку,

Расстелив ее к порожку.

Две подушки на диван,

Меду липового жбан.

(Дети выполняют соответствующие движения)

8. РАБОТА С КАССАМИ БУКВ.

Логопед: - Возьмите кассы букв. Вспомните и выложите из букв слово - КОТ.

Ребята, придумайте красивые предложения со словом КОТ .

Дети: В нашем доме живет кот Васька. Кот поймал мышку. У нашего кота пушистый хвост. и т.д.

Какое еще слово можно получить из букв К, О, Т? (ТОК, КТО)

А теперь измените одну букву в слове КОТ, чтобы получилась большая -пребольшая рыба. (КИТ)

Логопед: - Молодцы, со всеми заданиями справились.

9. Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»

На горе мы видим дом

Много зелени кругом.

Вот-деревья, вот кусты,

Вот душистые цветы.

Окружает все забор,

За забором - чистый двор.

Мы ворота открываем,

К дому быстро подбегаем.

В дверь стучимся: тук-тук-тук,

Кто-то к нам идет на стук…

В гости к другу мы пришли

И подарки принесли.

(дети выполняют соответствующие движения с логопедом)

10. РАБОТА В ТЕТРАДИ.

Дети открывают свои тетрадочки (сопровождая действия «волшебными словами»):

«Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я, друзья от вас не скрою - карандаш вот так возьму - показывают как надо правильно держать карандаш!

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

(Логопед обращает внимание:правильно ли лежит тетрадь на столе, локоть ребенка не надолжен свисать со стола...)

Задания:

Логопед:Ребята, сначала

1. Дорисуйте большую букву К и маленькую букву к до конца строчки.

2. Обведите в синий кружок только те буквы «К», которые написаны правильно.

ИТОГ. Оценивание деятельности детей.

Ребята, с какой буквой играли? Что понравилось на занятии?

Сегодня, все старались, были активными, помогали друг другу. Молодцы.

Сначала встанут дети, в имени которых слышится звук [К] - Карина, Максим, cо звуком [К’] - Никита, Кирилл.