Строительный портал - NikolskyAdm

Налоговый маневр в нефтяной отрасли. Дума приняла закон о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли Экспортная пошлина и ндпи

21 июня правительство одобрило вариант налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в поэтапном снижении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля к 2024 году и одновременном росте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате таких изменений экспорт нефти станет более выгодным, а цена на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке вырастет.

Чтобы отчасти компенсировать рост цен на топливо, правительство собирается принять так называемый плавающий акциз. Повышать для НПЗ его будут в период низких цен на нефть, а в периоды высоких цен налоговая нагрузка на НПЗ будет наоборот снижаться.

Кроме этого, правительство планирует смягчить реформу обратным акцизом. Это налог, который предполагает возврат акцизов с объемов нефти, которые идут на переработку. Его размер зависит от корзины нефтепродуктов. Чтобы он был максимальным, НПЗ не должен выпускать темных нефтепродуктов.

Ранее им могли воспользоваться заводы, выпускающие бензин в объеме более 10% от первичной переработки и компании, попавшие под финансовые санкции. Теперь его решили предоставить компаниям, которые собираются модернизировать свои НПЗ. Также правительство хочет ввести повышающие коэффициенты к обратному акцизу для тех НПЗ, которые расположены далеко от границы и меньше зарабатывают на экспорте.

Зачем нужен налоговый маневр?

Министерство финансов предлагало обнулить экспортную пошлину на нефть с начала этого года, но против этого выступает Минэнерго, которое считает, что это может привести к падению объемов нефтепереработки на 20% и закрытию ряда НПЗ.

«Историю с нефтяным налоговым маневром изначально затевал Минфин для того, чтобы пополнить бюджет, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков . — Раньше работала такая схема — есть две точки нефтяной отрасли, из которых изымают деньги. Когда вы из-под земли достали нефть, вы платите налог на добычу полезных ископаемых с объема, который вы извлекли. Например, добываем 547 млн тонн, 279 млн идет на внутреннюю переработку на НПЗ, а все остальное уходит на экспорт в сыром виде. С каждой тонны сырого экспорта платится экспортная пошлина. Получается, что на внутреннем рынке нефть дешевле, чем на внешнем. Получается, что у нас бензин и нефть дешевле, чем за рубежом. Налоговый маневр предполагает, что вы обнуляете экспортную пошлину и повышаете НДПИ. То есть всю нагрузку переносите на скважину. В результате получается, что нефть для НПЗ становится такой же дорогой, как и для внешних потребителей. Такая политика ведет к росту цен на бензин уже на внутреннем рынке. Поэтому правительство пытается придумать, как и налоговый маневр завершить, и цены удержать».

По словам эксперта, нефтяной налоговый маневр нужен в первую очередь для пополнения бюджета. «Если вы собираете только НДПИ, то получается, что сбор налогов идет со всех 547 млн тонн. Естественно, остается гораздо больше доходов в бюджет. Здесь каждое ведомство выполняет свою задачу. Минфин должен наполнять бюджет, чтобы не возникало дефицита. Вот для этого и придуман такой маневр, который имеет цель наполнить бюджет. Деньги нужны для выполнения майских указов, индексации пенсий и т.д.

Здесь каждый получается прав, но в итоге выходит не очень хорошо, потому что повышение цен на бензин является болезненным вопросом для населения, оно начинает бунтовать, проводить акции протеста. Поэтому стоит вопрос, а нужен ли на самом деле такой маневр, когда и так все работало, а теперь приходится придумывать какие-то инструменты, как регулировать цены на бензин и отрицательные акцизы, которые как ранее предполагалось будут запирать регионы и на них строить дороги. Если их уменьшать, то получается, что регионы опять будут недополучать, с бюджета им будут что-то компенсировать. Возникает вопрос — зачем пополнять бюджет, чтобы потом распределять из него средства по регионам. Страдает и переработка, потому что нефтяникам становится совсем не выгодно перерабатывать нефть на внутреннем рынке в больших мощностях», — говорит Юшков.

В правительстве заявляют, что за счет нефтяного налогового маневра российский бюджет получит за шесть лет около 1,5 триллиона рублей. Принять закон планируют в эту сессию, которая заканчивается в середине июля.

Цель - увеличить доходы бюджета +1,6 трлн руб в теч. 6 лет.
Как?
Сокращение экспортной пошлины на нефть поэтапно с 2019 по 2024 год.
Одновременно, будет повышен НДПИ.

Отмена экспортной пошлины сделает экспорт более выгодным, а значит, продавать бензин внутри страны станет еще более невыгодно, либо должны повыситься цены на бензин (т.к. внутренние цены следуют за экспортными плюс размер акциза). Чтобы этого не произошло, будет предусмотрена компенсация:
НПЗ, выпускающие бензин, получат отрицательный акциз = -3тыс.руб на тонну.
Это только для крупных заводов у к-х более 10% приходится на бензин 5 класса.

Заводам, у которых глубина переработки меньше, полагается отрицательный акциз «только для бензина» исходя из нормы выпуска в 10%. Например, если завод перерабатывает 4 млн тонн сырья, но производит только 300 тыс. тонн бензина, он получит акциз исходя из объема переработки в 3 млн тонн.
Потому что сейчас из-за роста цен на нефть и курса бакса, производить и продавать бензин на АЗС в РФ стало убыточно. Я об этом . А вот что говорит гендир Газпромнефти Дюков:
Розничная сеть АЗС работает в убыток - 2,5–4 тыс. руб. на тонну (1,9-3 руб/литр). Долго независимые сети, если они работают честно… так работать не могут.
НПЗ, которые не выпускают бензин, вообще никаких льгот не получат.
Вводится плавающий акциз = возврат 1/2 разницы между экспортом и внутр. ценой.
Установление акциза будет похоже на мониторинг экспортной пошлины: рассчитываться по предыдущему месяцу на текущий. Это сократит влияние колебаний цены нефти или курса рубля на внутренние цены вдвое
Коммерсант пишет , что налоговый маневр негативен для НПЗ:
предполагается, что нефтекомпании переложат рост налоговой нагрузки на переработку либо в увеличение внутренних цен, либо сократят свою маржу. Во втором случае некоторые, даже крупные НПЗ станут операционно убыточными, тогда их загрузка будет снижаться, что может привести к дефициту топлива в отдельных регионах

Я пока не понимаю почему такой вывод, если-таки планируется установить отрицательный акциз.
Но вообще я слушал недавние высказывания премьера, он похоже как и наше население, наивно думает, что НПЗ получают на переработку бесплатную нефть и ничего зарабатывать не должны:))

Совещаение у Козака по налоговому маневру состоится завтра, 14 июня 2018, после чего законопроект будет внесен в Госдуму.

Атон пишет, что новый закон определению приведет к росту цен на моторные топлива в России, поскольку:

1). Экспорт станет более привлекательным, чем внутренние поставки;

2). Отмена экспортной пошлины приведет к удорожанию сырья - цены на нефть нетбэк.
Мое мнение: вроде как бензин из-за плавающего акциза не должен повыситься в цене, напротив, он не будет расти вслед за ценами на нефть.
А вот другое топливо, такое как судовое топливо и авиакеросин могут подорожать экстремально, т.к. пока по ним никаких налоговых льгот не предусмотрено.

Идея с плавающей ставкой акцизного налога (в настоящее время есть только фиксированные акцизы) выглядит разумной для нас, поскольку она должна привести к более гибкому ценообразованию в отношении внутренней цены на нефтепродукты, отражающему ситуацию на рынках, особенно учитывая, что налоги (НДС и акцизы) в цене моторного топлива для конечного потребителя превышают 30%.
p.s. окончательные параметры закона пока не утверждены. ждем конкретику.

Суммарная прибыль российских нефтяных компаний за 2017 год составляет 1,45 трлн руб:

Налоговый маневр будет уменьшать прибыль сектора на 1,6/6=267 млрд руб, что составляет 18% прибыли сектора за 2017 год .
весьма неслабый маневр, при том, что конъюнктура 2017 г была неплохой:)

mozgovik.com/ - подписка на исследования рынка

"Мы исходим из того, что будет продолжен налоговый маневр, и с 1 января 2017 года экспортная пошлина должна быть 30%, а НДПИ - в соответствии с тем уровнем повышения, который был запланирован", - сказал он.

По информации агентства, ранее международные рейтинговые агентства Fitch и S&P сообщали, что российские власти могут продлить на 2017 год повышенную налоговую нагрузку, сохранив заморозку экспортной пошлины на нефть или снизив ее не так сильно, как предполагает налоговый маневр.

Налоговый маневр

Налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, действующий с 1 января 2015 года, предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть до 30% в 2017 году с нынешних 42%, с параллельным ростом ставки НДПИ на нефть до 919 рублей за тонну в 2017 году с 857 рублей за тонну в 2016 году.

Изначально на 2016 год предполагалось снижение ставки расчета экспортной пошлины на нефть с 42% до 36%, однако было принято решение "заморозить" ставку на уровне 42%. При этом в законодательстве по-прежнему закреплено снижение ставки до 30% в 2017 году.

В 2015 году Минфин РФ выступил с предложением использовать в расчетах ценового коэффициента для НДПИ непрогнозный курс доллара. Так, если в прогнозах ведомства ожидаемый курс доллара находился в границах 63,5-66 рублей за доллар, то для формулы НДПИ курс составит 43,8-50 рублей за доллар. Этот подход позволил бы бюджету получить дополнительные доходы в 2016-2018 годах в размере 1,6 трлн рублей. Однако от этой идеи Минфин был вынужден отказаться из-за жесткого сопротивления других ведомств и нефтяных компаний.

Последние несколько лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере. Основная среднесрочная цель реформы - снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Реализация именно этого вектора реформы в законах, принятых в 2013-2014 годах, получила название налогового маневра.

Цель маневра - дать возможность адаптироваться к резкому падению мировых цен на нефть как производителям нефти, так и бюджету, не создавая дополнительных проблем для внутреннего рынка нефтепродуктов.

Но реформе активно противодействовали Минэнерго и нефтяники, которые предлагали с маневром подождать. Их поддерживал и бывший зампред правительства Аркадий Дворкович, курировавший тогда нефтяную отрасль. «Все остальные, кроме Минфина, считают, что это преждевременно. Когда закончится модернизация НПЗ, можно будет к этому вопросу вернуться», – говорил Дворкович в марте этого года. А председатель правительства Дмитрий Медведев каждое совещание, на котором обсуждался маневр, заканчивал поручением еще раз просчитать его последствия, вспоминает чиновник.

Придется занять

Правительство решило снизить ставку акцизов на тонну бензина на 3700 руб., на тонну дизельного топлива – на 2700 руб. (с учетом планируемой индексации с 1 июля, без ее учета – на 3000 и 2000 руб. соответственно. – «Ведомости»), рассказал первый вице-премьер Антон Силуанов. Выпадающие доходы, в том числе региональных бюджетов, составят 140 млрд руб. Чтобы компенсировать их потери, регионам будут полностью переданы доходы от топливных акцизов. Источник компенсации потерь федерального бюджета будет определен осенью – это могут быть дополнительные ненефтегазовые доходы и увеличение займов, рассказал Силуанов.

На этот раз решающим аргументом Минфина (а министр финансов Антон Силуанов в новом правительстве назначен еще и первым зампредом, куратором экономических вопросов) стала необходимость финансировать новый майский указ президента – расходы оцениваются в 25 трлн руб., из которых 8 трлн еще предстоит найти, объясняет чиновник. Минфин предлагает завершить маневр за шесть лет – снижать экспортную пошлину ежегодно на 5 процентных пунктов и к 2024 г. довести ее до нуля, соразмерно повышая НДПИ, рассказывают собеседники «Ведомостей». Это даст бюджету от 1 трлн до 1,6 трлн руб. в зависимости от цен на нефть, говорит чиновник и участник совещаний в правительстве.

Условия и сроки завершения маневра еще будут обсуждаться в правительстве, сказал чиновник.

Точно оценить эффект можно будет только после появления окончательных параметров завершения налогового маневра, но в любом случае перенос нагрузки в добывающем сегменте из экспортной пошлины в НДПИ позволяет существенно увеличить налоговые поступления за счет расширения налоговой базы в физическом выражении более чем в 2 раза, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Но главное – какой будет судьба компенсаций странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и потребителям отдельных видов нефтепродуктов (прежде всего мазута) на внутреннем рынке: суммарная доля этих двух статей в общем ожидаемом эффекте может превысить 40%, считает он. А также проходили расчеты, прогнозировались котировки на нефть, валютные курсы, ценовые спреды на нефтепродукты в Европе, премии и дисконты региональных рынков, в случае методологических ошибок ожидания эффекта и для отрасли, и для бюджета могут не оправдаться, предупреждает Борисов.

Бизнес же предупреждает о негативных эффектах маневра. Он отразится на марже нефтепереработки, опасается сотрудник нефтяной компании. Бизнес уже жалуется на его негативный эффект. В 2015–2016 гг. средняя маржа НПЗ сократилась по сравнению с 2014 г. больше чем в 3 раза, оценивали эксперты Vygon Consulting. Правда, связано это и со снижением цен на нефть, и с ростом ставок акцизов на автомобильный бензин, объясняли они. Те же объяснения предлагал и Минфин. Без компенсаций при обнулении пошлин в 2018 г. рентабельность еще больше снизится, прогнозировали эксперты Vygon Consulting.

600 млрд руб.

такова доля нефтеперерабатывающих заводов в субсидиях, говорит директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. 140 млрд руб. – потери бюджета из-за поставок в Белоруссию – страна получает нефть по внутрироссийским ценам без пошлин. 300 млрд руб. – потери из-за сдерживания цен на внутреннем рынке.

Чтобы поддержать нефтепереработку и избежать роста цен на бензин, Минфин готов предоставить бизнесу компенсации – отрицательные акцизы на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты на 2–3 руб. А для НПЗ, которые завершили строительство установок глубокой переработки нефти, ввести повышающие коэффициенты к базовой ставке отрицательного акциза, рассказывал «Ведомостям» директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов.

Но бизнесу не ясно, как будут администрироваться такие акцизы, объясняет сотрудник крупной компании, кроме того, отрицательный акциз не учитывает логистический фактор и волатильность цен на нефть.

Отмена экспортной пошлины на неподакцизные товары повысит чувствительность цен к внешним условиям, так как изменение цен на нефть не может быть компенсировано фиксированным акцизом в рублях, приводит еще одно возражение сотрудник нефтяной компании, передающий опасения Минэнерго. Больше же всего от маневра пострадают производители темных нефтепродуктов и мазута, а также те НПЗ, у которых на экспорт приходится более 80% продукции или которые продают на внутреннем рынке неподакцизные товары, например суррогатные топлива.

Представители «Лукойла», «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» не ответили на запросы «Ведомостей».

24.10.2016

24.10.2016 12:21; OilCapital.ru: http://oilcapital.ru/industry/293995.html

24 октября. OilCapital.ru. С точки зрения наполнения федерального бюджета, налоговый маневр определенно не задался. Дело в том, что его основные параметры согласовывались весной-летом 2014 г., когда нефть Urals стабильно стоила больше $100 за баррель. Осенью 2014 г. цена пошла вниз, но тогда мало кто сумел оценить глубину предстоящего обвала.

2015 год оказался первым и единственным, когда параметры маневра соответствовали принятому в ноябре 2014 г. Федеральному закону №366-ФЗ. На 2016 год было отменено запланированное снижение вывозных пошлин на нефть (и, автоматически, на нефтепродукты), а также был повышен сверх проектного уровня налог на добычу полезных ископаемых на газ и конденсат для «Газпрома». Этого правительству показалось мало, и с апреля 2016 года были повышены акцизы на основные нефтепродукты.

В 2017 году отрасль ждет увеличение НДПИ (и на жидкие углеводороды и на газ), плюс еще одно увеличение акцизов на нефтепродукты. Это - как минимум. Нельзя исключать, что и по экспортным пошлинам до конца текущего года будут приняты негативные для добывающих компаний решения.

Изначально у налогового маневра в «нефтянке» было три основных идеи. Правительство стремилось, во-первых, сосредоточить функции изъятия природной ренты по углеводородному сырью в НДПИ за счет сокращения, а в конечном итоге – полного прекращения выполнения той же самой функции экспортными пошлинами. Во-вторых – прекратить фактическое субсидирование пошлинами низкоквалифицированной, «мазутной» переработки нефти в России . Негативным последствием реализации данных намерений, очевидно, становится рост цены углеводородного сырья, а значит, и нефтепродуктов на внутреннем рынке. Отсюда третья идея маневра – для компенсации роста НДПИ и изменения методики расчета вывозных пошлин необходимо снижение акцизов на нефтепродукты.

В условиях налогового маневра отрасль живет уже почти два года, поэтому можно подводить какие-то итоги. Что мы имеем? Добыча нефти (с конденсатом) в России растет, и в 2016 году будет установлен очередной рекорд – как в абсолютном, так и в среднесуточном выражении. Прогнозы по добыче на ближайшие годы вполне оптимистичны – за счет запуска новых крупных месторождений. Добыча природного газа незначительно сокращается (исключительно за счет «Газпрома» – у альтернативных производителей добыча растет). Но здесь влияние маневра практически незаметно: определяющим фактором для объема добычи газа в России является спрос. В downstream в целом по стране налицо существенное улучшение продуктовой корзины, при этом ряд крупных НПЗ в результате модернизации поднял глубину переработки до эталонного уровня «почти 100%». Роста цен на топливном рынке России в 2015-2016 гг. избежать не удалось, но этот рост не носил драматического характера.

Тоже самое можно сказать и о падении прибылей крупнейших компаний. Да, прибыли теперь ниже, чем до налогового маневра, но тогда и цены на мировом рынке были совсем другие. Гораздо важнее, что финансовая устойчивость российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний не подвергается сомнению. Отрасль адаптировалась к новым уровням цен и новым налогам, и чувствует себя вполне уверенно.

Другое дело – федеральный бюджет. Сокращение нефтегазовых доходов бюджета в 2015 году относительно 2014 г. составило без малого 1,6 трлн руб. Это внесло решающий вклад в дефицит бюджета прошлого года (который превысил 1,9 трлн руб.) и стало причиной корректировки фискальной системы для «нефтянки» на 2016 год.

Корректировка принесла в бюджет дополнительные деньги, однако цены на нефть продолжили свое падение, и в итоге тенденцию снижения нефтегазовых доходов бюджета переломить не удалось. По итогам первого полугодия по сравнению с прошлым годом бюджет недополучил почти 900 млрд руб. И, если в первом полугодии 2015 года падение нефтегазовых доходов шло исключительно по вывозным пошлинам, а поступления по НДПИ даже выросли, то в нынешнем году падение наблюдается по обеим статьям.

Макроэкономические показатели и доходы федерального бюджета* (1 полугодие)

Показатель

2014

2015

2016

Цена на нефть Urals, долл. за баррель (среднегодовая)

Цена на газ (среднеконтрактная), долл. за тыс. куб. м

Курс доллара США к рублю (средний за период)

Доходы федерального бюджета, млрд руб.

В том числе нефтегазовые доходы, млрд руб.

В том числе НДПИ, млрд руб.

В том числе на природный газ, млрд. руб.

В том числе на газовый конденсат, млрд руб.

Вывозные таможенные пошлины, млрд руб.

В том числе на нефть, млрд руб.

В том числен на природный газ, млрд руб.

В том числен на нефтепродукты, млрд руб.

анные Министерства финансов РФ

С такой динамикой новые корректировки нефтегазовых налогов представлялись неизбежными.

Параметры этих корректировок зафиксированы в проекте «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», который Минфин опубликовал в начале октября.

В целях сокращения дефицита федерального бюджета Минфином предлагается «увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль…посредством уточнения порядка расчета ставки НДПИ в отношении нефти в части дополнения формулы ее расчета новым слагаемым, определенным на 2017 год в размере 306 рублей, на 2018 год – 357 рублей, на 2019 год – 428 рублей».

При заложенных в проект нового федерального бюджета макропараметрах (средняя цена Urals – $40 за баррель, средний курс доллара – 71,1 руб.), в 2017 году НДПИ для нефти, добыча которой не льготируется, вырастет в пределах 5% относительно уровня, установленного действовавшим на середину октября 2016 года законодательством. Для месторождений нефти с высокой выработанностью запасов, месторождений в новых добычных регионах, и прочих, которым предоставляются льготы по НДПИ, рост будет более заметным – до 12,5%. Иными словами, поддержка нефтедобычи налоговыми льготами в 2017 году сократится.

Объем дополнительных доходов бюджета от увеличения НДПИ на нефть в 2017 году оценивается в 150 млрд руб.

Повышение нефтяного НДПИ, как констатируется в проекте «Основных направлений..», «в долгосрочной перспективе резко повышает вероятность ускорения темпов падения добычи нефти в традиционных регионах», в первую очередь – в Западной Сибири; «значительный объем запасов нефти в местах с развитой транспортной инфраструктурой, готовой производственной базой может оказаться не вовлеченным в промышленный оборот». Уместно добавить, на наш взгляд, что в новых регионах рост изъятий по НДПИ также окажет негативное влияние на динамику добычи нефти.

Кроме того, «Основные направления..» предполагают с 2017 года очередное повышение НДПИ на природный газ для «Газпрома» и аффилированных с ним компаний. Оно будет оформлено посредством изменения формулы расчета базового значения единицы условного топлива, используемого при определении ставки газового НДПИ. Конкретные параметры роста НДПИ на газ в документе не приводятся.

Напомним, что в еще сентябре Минфин предлагал повысить НДПИ для всех газодобывающих компаний, и это несло в себе серьезную угрозу устойчивости отечественного газового рынка. Пока независимым производителям (крупнейшие сейчас –НОВАТЭК и «Роснефть») удается защитить свои интересы. Что же касается «Газпрома», то здесь повышение НДПИ выглядит адекватной мерой, поскольку рентабельность «Газпрома» превышает аналогичный показатель нефтяных компаний в несколько раз.

Четкий тренд на рост фискальной нагрузки на добычу позволяет предположить, что давно уже готовящийся эксперимент с введением налога на добавленный доход (НДД) в следующем году запущен не будет – слишком негативная конъюнктура. При этом Минфин в «Основных направлениях..» подтверждает свое намерение ввести НДД не вместо действующих налогов, а в параллель с ними (при снижении НДПИ и вывозных пошлин).

Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетный доход от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных затрат, связанных с разработкой месторождений. Из этого дохода Минфин хочет забирать в бюджет 50%, поэтому связывать с НДД надежды на снижение налогового бремени на отрасль, очевидно, не стоит.

Акцизы на нефтепродукты не включаются в нефтегазовые доходы федерального бюджета. Хотя по отдельным видам нефтепродуктов в федеральный бюджет давно уходит 100% собранных акцизов, а с 1 июня 2016 года туда же зачисляется 12% акцизов на бензин (включая прямогонный), дизельное топливо и моторные масла. Данное решение принято после повышения акцизов с 1 апреля.

В 2017 году акцизы станут еще выше, и эта новация полностью противоречит параметрам и идеологии «налогового маневра», определенным осенью 2014 г.

Возьмем, к примеру, автобензин класса 5. До маневра ставка акциза для него на 2015 год была установлена в размере 7750 руб. за тонну, на 2016-й – 9500 рублей за тонну. Федеральный закон № 366-ФЗ от 24 ноября 2014 г. снижал ставку на 2015 год до 5530 руб. за тонну, на 2016-й – до 7530 руб. за тонну, на период с 2017 года определял на уровне 5830 руб. за тонну. В феврале 2016 года были приняты поправки, согласно которым акциз на бензин класса 5 с 1 апреля и до конца 2016 года составляет 10130 руб. за тонну, в 2017 году – 7430 руб. за тонну. Да, ставки были увеличены, но хотя бы обозначалась цель их снижения в 2017 году.

По Федеральному закону №34-ФЗ от 29.02.2016.

По проекту «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

В «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» такой цели уже нет. Ставку акциза на автомобильный бензин класса 5 Минфин предлагает установить на 2017 год в размере 10130 руб. за тонну, на 2018 год – 10637 руб. за тонну, на 2019 год – 11062 руб. за тонну.

Точно такие же планы Минфин имеет в отношении других массовых нефтепродуктов.

Беседовавшие с «Нефть и Капитал» специалисты сошлись во мнении, что в нефтяных компаниях смирились с ростом фискальной нагрузки в 2017 году, и что последние предложения Минфина по налогам в итоге будут приняты – с внесением соответствующих изменений в Налоговый кодекс.

Однако если одновременно будут повышены НДПИ и акцизы и снижена экспортная пошлина (как пока планируется) – все эти три изменения будут стимулировать рост цен на топливо на внутреннем рынке. По опыту прошлых лет, при подобных вводных рост цен начинался задолго до формального принятия решений по налогам. Сейчас же ничего подобного не происходит – по официальным данным (например, ЦДУ ТЭК) средние цены на АЗС не растут, а по некоторым нефтепродуктам – даже падают.

Данный феномен позволяет предположить, что действует некая неформальная установка власти, запрещающая компаниям поднимать цены в рознице. Если такой режим «ручного управления» сохранится и в 2017 году, то финансировать возросшие аппетиты бюджета нефтяникам придется исключительно за счет своих прибылей.