Строительный портал - NikolskyAdm

Как называется состав лиц служащих при церкви. Церковная иерархия в русской православной церкви

(по архивным материалам церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Полевшине)

С древних времен содержание священников лежало на попечении прихода. Так, в апостольских посланиях мы находим канонические принципы, регламентирующие содержание духовенства. Апостол Павел в Послании к Коринфянам предписывает церковной общине самой содержать пастырей: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9,13-14).

Под приходом издавна было принято понимать общину людей, которые регулярно молятся в одном храме. В Синодальный период (т.е. после учреждения Петром 1 Святейшего Синода в 1721 г. и до Поместного Собора 1917-1918 гг. восстановившего патриаршество), на священников были возложены дополнительные государственные обязанности, в том числе и ведение метрических книг, в которых отражались события гражданского состояния (рождение, брак, смерть). Прихожанин обязан был отправлять требы только в своем приходе. Совершение треб в чужих приходах без ведома приходского настоятеля возможно было лишь в самых крайних случаях (например, крещение немощного младенца, которому угрожает смерть, или причастие тяжелобольного).

В Синодальный период открытие и упразднение приходов стало прерогативой Синода, а установление границ между приходами оставлено было за епархиальным архиереем. Получить благословение епископа на строительство нового Храма можно было только, взяв на себя все расходы по строительству и содержанию причта. Еще в 1742 г. вышел Указ, в котором содержалось требование освящать новые церкви только, «если те церкви с помянутым удовольствием (т.е. содержанием) совершенно окажутся… а без такового свидетельства о освящении церквей позволения отнюдь не чинить». Епархиальным архиереем осуществлялось избрание и назначение причта.

Причт — состав лиц, как священнослужителей, так и церковнослужителей, служащих при какой-либо церкви.

Священник – священнослужитель второй степени священства, совершающий по данной ему благодати все богослужения и таинства (за исключением тех, которые совершаются только архиереем – рукоположение, освящение мира и антиминса). Именуется еще иереем и пресвитером.

Диакон – первая ступень в священной иерархии, диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником таинств, но не может совершать их самостоятельно. Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектении.

Дьячек — церковнослужитель (позднее стали называть псаломщик) в его обязанности входило – читать и петь в церкви, помогать священнику и диакону.

Пономарь – церковнослужитель, в обязанности пономарей входило звонить, трезвонить, подавать священнику облачение, кадило и прочее.

Кроме исполнения церковных обязанностей, у дьячков и пономарей были еще другие – косвенные. Находясь в полном послушании у священника, они исполняли и частные поручения по хозяйственной части.

С середины ХХ в. наименование «пономарь» заменяется на «алтарник».

Состав церковного причта зависел от количества приходских дворов, приписанных к определенной церкви. Было положено назначать одного священника на 100-150 дворов, двух на 200-250 дворов и трех - на 300 и более дворов. Дьяконов не должно было быть более 2. Церковнослужителей положено было иметь по пропорции - на каждого священника по два человека, т. е. дьячка и пономаря.

Как можно проследить по архивным материалам церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Полевшине, в состав прихода этого храма входило само село Никольское-Малинки (оно же Полевшина), деревни Максимовка, Савкино, Скрипово, Андреевка, сельцо Кутузово, затем и деревня Скориково, при этом общее число приходских дворов никогда не превышало 100.

Поэтому и сказано в архивных материалах о Казанской церкви «причта положено издавна: священник, дьячок и пономарь».

Год Населенные пункты, входящие в приход Кол-во приходских дворов Число жителей приходских дворов
Мужчин Женщин
1779 Всего 32
1788 Всего 65 264 234
1820 Всего 41 151 165
1826 Всегов т.ч:.

с. Малинки (Полевшина);

д. Максимовка;

д. Савкино;

д. Скрипово;

д. Андреевка;

сельцо Кутузово

52 202 238
1842 Всегов т.ч:.

с. Малинки (Полевшина);

д. Максимовка;

д. Савкино;

д. Скрипово;

д. Андреевка;

сельцо Кутузово

59 179 185
1861 Всего 44 159 193
1916 Всегов т.ч:.

с. Малинки (Полевшина);

д. Максимовка;

д. Савкино;

д. Андреевка;

д. Скориково

84 259 269

Из архивных дел ЦИАМ, удалось собрать следующие сведения о священноцерковнослужителях, которые служили в церкви в Малинках:

Год Причт
Священник Дьячек Пономарь
1672 Стефан Федоров Афонка Стефанов
1694 Афонасий Степанов
1704 Афанасий Дмитриев
1720-1732 Иван Афанасьев
1779 -1792 Иван Матвеев Дмитрий Григорьев (с 1788) Дмитрий Григорьев
1792 Дмитрий Григорьев Никита Герасимов
1803 Алексей Петров Никита Герасимов
1810-1815 Петр Егоров Никита Герасимов Тихон Васильев с 1809 г.
1815-1826 Петр Григорьев Никита Герасимов Иван Никитин Скворцов
1827 — 1835 Николай Федоров Воскресенский Иван Никитин Скворцов Петр Николаев Минервин

С 1838 по 1908 г. церковь причта не имела и была приписана к Преображенской церкви с. Бужарово. Укрупнение приходов осуществлялось по Указам Святейшего Синода с целью улучшения материального положения духовенства.

В 1908 году приход был восстановлен как самостоятельный, в него вошли деревни Андреевское, Максимовка, Савкино, Скориково. В 1916 году в приходе числилось: 84 двора, 259 мужчин и 269 женщин.

Еще в 1841 г. был издан Устав духовных консисторий, в соответствии с которым в приходах с менее чем 700 душами мужского пола состояли священник и псаломщика, поэтому и во вновь образованном приходе села Полевшина причт был уже двусоставный.

  • Доходы от земли – еще в середине 16 в. (1567 г.) обязательным стало наделение храмов земельными наделами (церковные земли), в 1764 году была проведена секуляризация церковных земель, приходы стали наделяться незаселенной землей, по 33 десятины на причт, которая должна была обрабатываться руками самих клириков или сдаваться в аренду.

По архивным данным при церкви также было «усадебной, пашенной и сенокосной земли 33 десятины и 300 сажень», что составляет 36,2 гектара. При этом указывалось, что точное количество земли неизвестно, «ибо планов и межевых книг при церкви не имеется».

Как правило, причт самостоятельно не обрабатывал имеющуюся землю, а отдавал ее во владение помещикам, которые взамен выплачивали ругу деньгами и продуктами.

Все доходы делились между членами причта в пропорциях. На трехштатном приходе, как правило, священник получал 3/6 от всего дохода, дьячек – 2/6, а пономарь – 1/6.

В архивных материалах сохранились следующие сведения о выплатах руги в пользу причта:

Год Священнику Дьячку Пономарю
1788 — денег 6 рублей;-муки ржаной 15 четвертей;

— ячмень и овса – по 2 четверти;

— свиного мяса – 4 пуда;

— 4 барана с овчинами.

— денег 3 рубля;- муки 4 четвертей;

— круп – 1 четверть и 4 четверика;

— ячменю и овса 1 четверть;

— 3 барана с овчинами;

— 2 пуда свиного мяса

1826 — денег 20 рублей;- разного хлеба – 22 четверти;

— свиного мяса – 4 пуда;

— 6 баранов с овчинами;

— сена – 300 пудов яровой соломы.

— денег 10 рублей;разного хлеба – 15 четвертей и 4 четверика;

— свиного мяса – 3 пуда;

— 3 барана с овчинами;

— сена — 150 пудов яровой соломы.

— денег 10 рублей;- разного хлеба – 11 четвертей;

— 2 пуда свиного мяса;

— 3 барана с овчинами;

— сена 150 пудов яровой соломы

  • Четверть – русская единица измерения объема сыпучих тел. 1 четверть = 8 четверикам = 209,91 л.

С середины XIX в. за пользование землей помещики платили деньгами, так в 1859 г. церковной землей пользовался г. Крамин за ним осталось неуплаченных 30 руб. серебром; в 1863 г. — церковной землей пользуется г. Дараган, плата 80 руб. серебром.

По материалам за 1916 г. церковная земля уже обрабатывалась самим причтом, а небольшая ее часть (одна десятина) была сдана в аренду на 12 лет прихожанину храма – потомственному дворянину Ю.Г. Карпову, которому принадлежало в то время с. Полевшина, за 40 рублей в год.

  • Другой существенный источник дохода – доходы от треб , размер этих доходов официально не устанавливался и не учитывался, а зависел, в основном, от численности прихода и благочестия прихожан.
  • Кружечные или кошельковые сборы — пожертвования, собираемые во время служб. В 1916 г. кружечный сбор в Казанской церкви составлял 100 рублей в год (75 рублей – священнику, 25 рублей – псаломщику). Для сравнения в начале ХХ в. квалифицированный рабочий получал в месяц 30-40 рублей, учитель – 35-40 рублей, а наемный рабочий мог заработать в день от 70 коп. до 1 руб.
  • Еще один источник дохода — проценты от положенных в банк на помин души денег, состоятельные помещики, а иногда и крестьяне, клали определенную сумму в банк, а проценты от вкладов определяли выплачивать причту церкви как жалованье или на церковные нужды. Казанская церковь имела 600 рублей капитала, положенное на вечное обращение, процент с капитала составлял 30 рублей ассигнациями, на проценты покупались мука, вино, свечи, ладан и пр.

Московский мещанин Решетников завещал Казанской церкви вклад в Сохранную казну размером в 1000 рублей. Процент с него шел на церковь (30 рублей) и на причт за поминовение (20 рублей).

По архивным данным за 1916 год Казанская церковь в Полевшине получала проценты на капитал в 20 000 руб. – 872 руб. в год; по доходным билетам – 21 руб. 4 коп. в год.

В 1826 году заключение Духовной Консистории по обеспечению причта было следующим: «Священоцерковнослужители как от руги, так и прихожан содержание имеют порядочное», но уже через некоторое время в документах указывается, что причт «содержание имеет скудное». В 1838 году приход в с. Полевшина по бедности и малоприходству был упразднен.

Такая ситуация была характерна не только для этого прихода, практически все сельского духовенство находилось в таком состоянии. Для изыскания путей улучшения материального благосостояния духовенства в 1862 году было созвано Присутствие по делам приходского духовенства при Священном Синоде. В материалах работы Присутствия указывалось, что в обеспечении причтов основную часть составляет обязанность самих прихожан, непременным условием для решения вопроса о содержании приходского духовенства является правильный порядок приходской жизни, прихожане должны осознавать обязанности по отношению к своему духовенству.

И вот в 1908 г. по ходатайству прихожан, благодаря полученному в качестве пожертвования от Василия Сергеевича Мингалева неприкосновенного капитала на содержание причта в размере 20 000 рублей, Святейший Синод удовлетворил прошение об открытии самостоятельного причта. При этом Мингалев В.С. пожертвовал также 3500 рублей на постройку домов для причта. По тем временам это были очень существенные суммы.

Вопросы ответственности и участия прихожан в жизни своего прихода актуальны и сегодня. В настоящее время в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви (принят Освященным Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г.) на обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма (гл.XVI, п.33).

При подготовке данной статьи были использованы архивные материалы Центрального государственного архива г. Москвы (ЦГА г. Москвы, прежде ЦИАМ), а также материалы сайта «Утраченный Божий дом».

Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года.

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви

Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей

Памятуя о христианском долге заботы о ближних, в том числе архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах, трудящихся и потрудившихся во имя Христово, о семьях, вдовах и сиротах церковных тружеников; а также имея в виду невысокий материальный уровень жизни значительной части духовенства и церковных работников в сравнении с другими социально активными слоями населения, Освященный Архиерейский Собор принимает настоящее Положение.

I. Обеспечение священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви социальными льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством

Епархиальным архиереям, благочинным, настоятелям приходов, наместникам, игуменам и игумениям монастырей, а также руководителям общецерковных и епархиальных структур, духовных образовательных учреждений, надлежит обеспечить неукоснительное соблюдение действующего законодательства в области обеспечения социальных гарантий, предусмотренных для священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций, в частности:

a. предоставления обязательных социальных гарантий, предусмотренных законодательством стран, в которых несут служение или трудятся указанные лица;

b. своевременных выплат в установленном порядке и при наличии предусмотренных законом оснований гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им установленного возраста;

c. ежегодного предоставления всем священно- и церковнослужителям, за исключением насельников монастырей, а также работникам религиозных организаций гарантированного отпуска в объеме, предусмотренном законодательством.

II. Материальное обеспечение нуждающихся священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей

II.1 К нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви относятся лица, являющиеся членами семей, доходы которых на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума.

Членами семьи нуждающегося священнослужителя, церковнослужителя и работника религиозной организации Русской Православной Церкви являются находящиеся на его иждивении нетрудоспособные родители; супруг (супруга); проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

Нуждающимися членами семьи умершего священнослужителя, церковнослужителя и работника религиозных организаций Русской Православной Церкви являются лица, перечисленные в абзаце втором настоящего пункта и являющиеся членами семей, доходы которых на одного члена семьи ниже установленного в регионе прожиточного минимума.

По представлению епархиальной попечительской комиссии епархиальный архиерей вправе принять решение об отнесении к нуждающимся, помимо перечисленных в данном пункте категорий, и иных категорий лиц из числа священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей.

II.2 В структуре каждой епархии надлежит создать (без прав юридического лица) епархиальную комиссию по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членах их семей (далее — «епархиальная попечительская комиссия»). В порядке исключения в епархиях с небольшим количеством приходов функции епархиальной попечительской комиссии могут быть возложены на иное структурное подразделение епархии, на что епархиальным архиереем испрашивается согласие Патриарха Московского и всея Руси.

В состав епархиальной попечительской комиссии входят:

a. представитель епархиального отдела по социальному служению и благотворительности;

b. представитель епархиальной ревизионной комиссии;

c. клирики или миряне, назначенные епархиальным архиереем и избранные епархиальным собранием — на паритетных началах.

Члены епархиальной попечительской комиссии не могут состоять в близком родстве между собой, а также с председателем и членами епархиального совета.

Председатель епархиальной попечительской комиссии назначается епархиальным архиереем из числа ее членов. В состав комиссии рекомендуется включать по возможности лиц с экономическим и юридическим образованием.

II.3 В случае дефицита финансовых средств и, следовательно, неспособности прихода обеспечивать священнослужителей и церковнослужителей, а также содержать приходское хозяйство, епархиальная попечительская комиссия докладывает об этом епархиальному архиерею для принятия им соответствующего решения.

II.4 Епархиальная попечительская комиссия реагирует на обращения, связанные с невыплатой или недостаточным объемом содержания священнослужителей и церковнослужителей, а также заработной платы работникам религиозных организаций, докладывая о таких обращениях епархиальному архиерею. Конфликтные ситуации, возникающие при трудностях с выплатой содержания, разрешаются епархиальным архиереем с учетом доклада епархиальной попечительской комиссии.

II.5 Благочинным, а в пределах каждого прихода — настоятелям следует заботиться о том, чтобы ни на одном приходе не было нуждающихся священно- и церковнослужителей, а также следует своевременно подавать сведения о таковых епархиальному архиерею.

В крупных епархиях при благочиннических округах (викариатствах), по благословению епархиального архиерея, могут создаваться попечительские комиссии такого же назначения, как и при епархиях. Их состав определяется епархиальным архиереем. Координация и контроль за деятельностью таких попечительских комиссий возлагаются на епархиальную попечительскую комиссию.

В годовой отчет благочинного (викариатства) следует включать раздел, посвященный материальному и социальному обеспечению священнослужителей, церковнослужителей и работников приходов, входящих в благочиние (викариатство).

Создание попечительских комиссий при благочиниях (викариатствах) не является препятствием для обращения нуждающихся лиц непосредственно в епархиальную попечительскую комиссию.

II.6 При доказанном отсутствии возможности прихода самостоятельно нести расходы по содержанию священнослужителей, церковнослужителей и по выплате заработной платы работникам прихода, благочинные должны информировать о сложившейся ситуации епархиального архиерея.

II.7 В необходимых случаях, в том числе при тяжелой болезни и в чрезвычайной ситуации, епархиям рекомендуется за счет собственных средств и (или) за счет средств созданных епархиями благотворительных фондов оказывать благотворительную помощь нуждающимся священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членам их семей в размере, определяемом епархиальным архиереем по представлению епархиальной попечительской комиссии.

II.8 Помощь, оказываемая епархиальной попечительской комиссией, может быть как единовременной, так и целевой регулярной выплатой.

II.9 Настоятели должны следить за тем, чтобы на приходах размеры денежного содержания между священниками, между диаконами, между церковнослужителями при равной служебной нагрузке (включая совершение треб, богослужений, а также осуществление иных приходских послушаний) существенно не различались. Ответственные работники храмов, в том числе помощники настоятелей и председателей приходских советов, казначеи, ответственные за образовательную, социальную и молодежную работу и т.д., при условии их полной занятости на приходе и отсутствии других доходов, должны получать содержание, по возможности ориентируемое на среднюю заработную плату по региону для социальных работников. Аналогичные правила применяются в отношении работников епархий и благочиний. Регенты, чтецы, певцы, алтарники, просфорники, сторожа, уборщицы, свещницы и т.д. получают содержание исходя из реальных трудозатрат.

II.10 Размер заработной платы работников, состоящих в трудовых отношениях с епархиями, приходами, включая работников, отвечающих за образовательную, социальную и молодежную деятельность епархии (прихода, благочиния), регентов, певцов, чтецов, псаломщиков, сотрудников бухгалтерии и т.д., должен быть определен в штатном расписании, исходя из реальной занятости работника, его квалификации и объема работы. В любом случае размер такой заработной платы не должен быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

II.11 Размер содержания священнослужителей и церковнослужителей, а также заработную плату работников религиозных организаций Русской Православной Церкви рекомендуется индексировать в соответствии с инфляцией.

II.12 В годовых отчетах благочиний, приходов, монастырей, духовных школ и т.д. должны содержаться сведения о штатных расписаниях приходов, которые по благословению епархиального архиерея могут использоваться епархиальной попечительской комиссией при подготовке рекомендаций епархиальному архиерею по оказанию материальной поддержки священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций.

III. Епархиальные благотворительные фонды (кассы взаимопомощи)

С целью оказания благотворительной помощи священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви, находящимся в трудной жизненной ситуации, епархиям рекомендуется учреждать благотворительные фонды, действующие в тех же целях, что и известные в церковной практике кассы взаимопомощи. Источниками формирования средств благотворительного фонда (кассы взаимопомощи) являются отчисления от епархиального управления, приходов, монастырей, подворий, а также благотворительные пожертвования.

IV. Обеспечение находящихся на покое Преосвященных архиереев

IV.1 Священный Синод, почисляя на покой епархиального или викарного архиерея, определяет место его пребывания на покое на территории епархии Русской Православной Церкви, ставропигиального или епархиального монастыря. При определении места пребывания архиерея на покое учитываются, по возможности, его пожелания.

IV.2 Священным Синодом и Синодом Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов утверждаются списки епархий для возможного пребывания на покое тех архиереев, которые, подавая прошение о почислении на покой, оставят место своего дальнейшего пребывания на усмотрение Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

IV.3 Епархии, включенные в предусмотренный пунктом IV.2 настоящего Положения перечень, предоставляют пребывающим в них на покое архиереям благоустроенное жилое помещение и обеспечивают предоставление данным архиереям материального содержания за счет собственных средств и (или) за счет средств благотворительного фонда, учрежденного епархией (ставропигиальным или епархиальным монастырем), а также при участии епархий, бывших последним местом архиерейского служения пребывающих на покое Преосвященных.

IV.4 Материальное содержание складывается из следующих расходов:

a. благотворительная помощь, оказываемая епархией, бывшей последним местом служения архиерея, в размере архиерейского оклада;

b. оплата работы обслуживающего персонала, медицинских услуг, ремонта жилья, хозяйственных и транспортных нужд, осуществляемая за счет епархии, принявшей архиерея для пребывания на покое.

IV.5 Епархиальным архиереям, в епархиях которых пребывают на покое архиереи, следует в ежегодных епархиальных отчетах, направляемых в Московскую Патриархию, предоставлять информацию о видах и размерах расходов, предусмотренных пунктом IV.4 настоящего Временного Положения.

IV.6 Находящийся на покое архиерей может исполнять обязанности игумена монастыря или настоятеля прихода либо быть приписанным к монастырю или приходу. В таком случае соответствующие монастыри или приходы предоставляют пребывающим в них на покое архиереям благоустроенное жилое помещение, выплачивают им содержание и обеспечивают их обслуживание.

V. Особенности попечения об отдельных категориях нуждающихся священнослужителей и церковнослужителей

V.1 Приходам, при координирующем наблюдении благочинных, следует ежегодно составлять и представлять на имя епархиального архиерея реестр пребывающих на покое либо престарелых и (или) имеющих инвалидность I группы, нуждающихся священнослужителей, церковнослужителей данных приходов.

Престарелыми являются священно- и церковнослужители, достигшие возраста 75 лет.

V.2 В том случае, если пребывающий на покое либо престарелый и (или) имеющий инвалидность I группы священнослужитель, церковнослужитель прихода епархии не может исполнять какое-либо служение и нуждается в материальной поддержке, он должен обеспечиваться из средств прихода, являющегося последним местом его служения, или другого прихода, по указанию епархиального архиерея либо за счет средств епархиального благотворительного фонда.

V.3 В том случае, если пребывающий на покое либо престарелый и (или) имеющий инвалидность I группы священнослужитель, церковнослужитель прихода епархии в силах нести церковное служение, он может быть приписан к приходу или монастырю для посильного несения богослужебной череды; данный приход (монастырь) выплачивает ему содержание.

V.4 На территории епархий рекомендуется создавать (в том числе при епархиальных монастырях) социальные центры для попечения о престарелых священнослужителях и церковнослужителях, а также работниках религиозных организаций Русской Православной Церкви, в том числе инвалидах, которым по состоянию здоровья необходим постоянный уход.

VI. Материальная помощь нуждающимся членам семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви

VI.1 Епархиальной попечительской комиссии, благочиниям и приходам следует ежегодно составлять реестр нуждающихся членов семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви.

VI.2 Нуждающимся членам семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви может быть оказана материальная благотворительная помощь за счет средств епархии, прихода или епархиального благотворительного фонда. Продолжительность благотворительной материальной помощи таким лицам определяется епархиальной попечительской комиссией, исходя из их реального материального положения.

VI.3 Если нуждающиеся члены семей умерших священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви не получают необходимую материальную благотворительную помощь, они могут обратиться к епархиальному архиерею через епархиальную попечительскую комиссию.

VI.4 В случае переезда указанных лиц за пределы епархии епархиальная попечительская комиссия предоставляет данные о нуждающихся клириках в канцелярию той епархии, в которую переехали данные лица, для рассмотрения и предоставления материальной помощи принимающей епархией.

VI.5 Вопрос о материальной поддержке членов семей священнослужителей, изверженных из сана или запрещенных в священнослужении, решается епархиальным архиереем с учетом рекомендаций епархиальной попечительской комиссии.

VI.6 Вопрос о материальной поддержке священнослужителей, изверженных из сана или запрещенных в священнослужении, не является предметом рассмотрения епархиальной попечительской комиссии.

VI.7 В случае кончины священнослужителя членам семьи покойного, постоянно проживавшим совместно с ним до момента его смерти в здании (помещении), принадлежащем религиозной организации, по решению епархиального архиерея может быть предоставлено иное помещение, пригодное для проживания, при отсутствии у них собственного жилья.

VII. Действие данного Положения

VII.1 Нормы данного документа распространяются на немонашествующее духовенство, несущее свое служение в монастырях, архиерейских и монастырских подворьях, а также на членов семей таких клириков.

VII.2 В Самоуправляемых Церквах данное Положение действует с учетом их уставов.

Правильно будет сказать, что те, люди которые трудятся в храмах и приносят пользу Церкви, несут служение, причем достаточно непростое, но весьма богоугодное.

Для многих людей Церковь остается сокрытой во мраке, и отсюда у некоторых людей часто возникает ее искаженное понимание, неверное отношение к происходящему. Одни ожидают от служащих в храмах святости, другие аскетизма.

Итак, кто служит в храме?

Пожалуй, начну со служителей, чтобы легче было воспринимать дальнейшую информацию.

Служащие в храмах называются священнослужителями и церковнослужителями, все священнослужители в конкретном храме называются клиром, а вместе церковнослужители и священнослужители называются причтом конкретного прихода.

Священнослужители

Таким образом, священнослужители - это люди, которые посвящены особым образом главой митрополии или епархии, с возложением на них рук (рукоположением) и принятием священного духовного сана. Это люди, принявшие присягу, а также имеющие духовное образование.

Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)

Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 - 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.

Женатый или Монах...Но венчаный на Церкви!

Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).

Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.

Существует три степени священства: епископы (митрополиты, архиепископы), иереи, диаконы.

Епископы, Архиепископы

Епископ - высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области). Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования. Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.

Иереи, Протоиереи

Иерей - это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита. Особо достойные архимандриты могут стать епископами.

Диаконы, Протодиаконы

Диакон - это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может., соответственно участие диакона в богослужении не обязательно. Помимо помощи священнику, задача диакона - призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента (орарь), если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом (старшим диаконом). Если диакон монах, то его называют иеродиаконом (а старший иеродиакон будет называться архидиакон).

Служители церкви, которые не имеют священного сана и помогают в служении.

Ипподиаконы

Ипподиаконы - это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.

Псаломщики (чтецы), певцы

Псаломщики и певцы (хор) - читают и поют на клиросе в храме.

Уставщики

Уставщик - это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу (при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл) и при необходимости самостоятельно читает или возглашает (выполняет функцию канонарха).

Пономари или алтарники

Пономари (алтарники) - помогают при богослужении священникам (иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.д.).

Послушники и трудники

Послушники, трудники - в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания

Иноки

Инок - насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний.

Монахи

Монах - насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.

Схимонах - монах, который дал еще более серьезные обеты перед Богом по сравнению с обычным монахом.

Кроме того, в храмах Вы можете встретить:

Настоятель

Настоятеля - это главный священник, редко диакон на конкретном приходе

Казначей

Казначея - это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.

Староста

Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.

Эконом

Эконома – один из служащих по хозяйству там, где это требуется.

Регистратор

Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.

Уборщица

Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.

Служащая в Церковной лавке

Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.

Дворник, охраник

Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

(псаломщики и др.); в позднейшем словоупотреблении иногда означает только последнюю категорию лиц (см. Причетник ).

Причт каждой церкви образовывался по положенному для неё штату, который составлялся духовной консисторией и епископом по просьбам прихода и при непременной наличности достаточных средств содержания для всех членов причта. На учреждение нового причта, а равно на изменения в его составе каждый раз испрашивалось архиереем разрешение Святейшего Синода . Содержание сельскому причту доставляли главным образом доходы за требоисправления у прихожан (разделяемые между членами причта по утверждённым Синодом правилам), земельная церковная собственность, иногда - готовое помещение в церковных домах, жалованье (не во всех епархиях).

Право прихожанам избирать членов причта, как общее, отменено, но за прихожанами остается право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви.

См. также

Напишите отзыв о статье "Причт"

Литература

  • Я. Ивановский, «Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству» (СПб., 1893).

Отрывок, характеризующий Причт

– Готово, готово, соколик! – сказал Каратаев, выходя с аккуратно сложенной рубахой.
Каратаев, по случаю тепла и для удобства работы, был в одних портках и в черной, как земля, продранной рубашке. Волоса его, как это делают мастеровые, были обвязаны мочалочкой, и круглое лицо его казалось еще круглее и миловиднее.
– Уговорец – делу родной братец. Как сказал к пятнице, так и сделал, – говорил Платон, улыбаясь и развертывая сшитую им рубашку.
Француз беспокойно оглянулся и, как будто преодолев сомнение, быстро скинул мундир и надел рубаху. Под мундиром на французе не было рубахи, а на голое, желтое, худое тело был надет длинный, засаленный, шелковый с цветочками жилет. Француз, видимо, боялся, чтобы пленные, смотревшие на него, не засмеялись, и поспешно сунул голову в рубашку. Никто из пленных не сказал ни слова.
– Вишь, в самый раз, – приговаривал Платон, обдергивая рубаху. Француз, просунув голову и руки, не поднимая глаз, оглядывал на себе рубашку и рассматривал шов.
– Что ж, соколик, ведь это не швальня, и струмента настоящего нет; а сказано: без снасти и вша не убьешь, – говорил Платон, кругло улыбаясь и, видимо, сам радуясь на свою работу.
– C"est bien, c"est bien, merci, mais vous devez avoir de la toile de reste? [Хорошо, хорошо, спасибо, а полотно где, что осталось?] – сказал француз.
– Она еще ладнее будет, как ты на тело то наденешь, – говорил Каратаев, продолжая радоваться на свое произведение. – Вот и хорошо и приятно будет.

- (разг.) ПРИЧЕТ, а; м. собир. Церк. Духовенство христианского храма; клир. Явился со всем причтом (шутл.; со всем своим окружением). ◁ Причтовый, ая, ое. П. доход. * * * причт штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей… … Энциклопедический словарь

См … Словарь синонимов

ПРИЧТ, священно и церковнослужители одного храма (прихода) в христианстве. В причт входят: настоятель, священник (иногда 2 3 и более), дьякон, пономарь, псаломщик, чтец и т.д … Современная энциклопедия

ПРИЧТ, причта, и (разг.) причет или причёт, причета, муж. (церк.). Духовенство какой нибудь церкви, клир. «Навстречу Дубровскому попался поп со всем причетом.» Пушкин. || перен. Определенная группа участников чего нибудь (шутл.). «Барон д Ольбах … Толковый словарь Ушакова

ПРИЧТ, а, муж. Служители и певчие в православной церкви [первонач. исключая священника]. Явился со всем причтом (перен.: со всем своим окружением; разг. шутл.). | прил. причтовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

ПРИЧТ, причтовый, см. причислять. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Причт - ПРИЧТ, священно и церковнослужители одного храма (прихода) в христианстве. В причт входят: настоятель, священник (иногда 2 3 и более), дьякон, пономарь, псаломщик, чтец и т.д. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т. д.) при православной церкви. Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем … Большой Энциклопедический словарь

Причт, а и причет, а (духовенствокакой л. церкви) … Русское словесное ударение

М. Духовенство какой либо церкви; клир. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Рождество и Святки. Из "Русских кантов от Петра Великого до Елизаветы Петровны" , Традиционные святочные обходы дворов в крестьянском и городском быту совершали не только группы ребятишек со звездой, колядующая молодежь, ряженые. Обходили домаи христославы - причт,… Категория: Вокал. Хоровые произведения Издатель: Композитор - Санкт-Петербург ,
  • Храм Святителя и Чудотворца Николая в Котельниках , , Вашему вниманию представляется краткая история храма Святителя и Чудотворца Николая в Котельниках за Яузою и ближайших окрестностей, изложенная на основании информации найденной в архивах… Категория: Биографии и Мемуары Издатель: