Строительный портал - NikolskyAdm

Памятка Банка России «Об электронных денежных средствах. Ключевые вопросы рынка услуг по переводу денежных средств Предоставлении клиентам - физическим лицам информации об особенностях оказания услуг по переводу электронных денежных средств

Это как раз тот аспект безналичных расчетов, по которому кредитным организациям придется нормативную базу разрабатывать практически с нуля.
Начинать эту работу следует даже не с тщательного изучения соответствующих разделов Положения № 383-П, а с Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Именно этим документом вводится определение важнейших терминов, касающихся электронных денег, а также основные правила работы с ними. Положение № 383-П практически ничего нового к требованиям закона не добавляет.
Перевод электронных денежных средств (далее - ЭДС) осуществляется в соответствии с законодательством и договорами с учетом требований Положения № 383-П.
Банки могут осуществлять переводы, включающие различные преобразования ЭДС в традиционные (наличные, безналичные) денежные средства и обратно, в том числе:

Переводы денежных средств по банковским счетам;

Переводы денежных средств без открытия банковских счетов

В первом случае переводы осуществляются посредством списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка ЭДС получателей средств.
Во втором случае - при осуществлении переводов без открытия банковских счетов (у отправителя платежа) - возможны следующие варианты:

Прием наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и увеличение остатка ЭДС получателя средств;

Уменьшение остатка ЭДС плательщика и зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств;

Уменьшение остатка ЭДС плательщика и выдача наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

Уменьшение остатка ЭДС плательщика и увеличение остатка ЭДС получателя платежа.

Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств. В случаях, предусмотренных договорами между плательщиком и оператором электронных денежных средств, между плательщиком и получателем средств, перевод электронных денежных средств может осуществляться на основании требований получателей средств в соответствии состатьей 6 настоящего Федерального закона с учетом особенностей перевода электронных денежных средств, за исключением случаев использования электронных средств платежа, предусмотренных частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

8. Перевод электронных денежных средств может осуществляться между плательщиками и получателями средств, являющимися клиентами одного оператора электронных денежных средств или нескольких операторов электронных денежных средств.

15. Перевод электронных денежных средств становится безотзывным и окончательным после осуществления оператором электронных денежных средств действий, указанных в части 10 или 11 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В случае автономного режима использования электронного средства платежа перевод электронных денежных средств становится безотзывным в момент использования клиентом электронного средства платежа в соответствии с требованиями части 12 настоящей статьи и окончательным после учета оператором электронных денежных средств информации, полученной в соответствии с частью 12 настоящей статьи.

17. Денежное обязательство плательщика перед получателем средств прекращается при наступлении окончательности перевода электронных денежных средств.

18. В случае автономного режима использования электронного средства платежа денежное обязательство плательщика перед получателем средств прекращается в момент наступления безотзывности перевода электронных денежных средств.

19. Оператор электронных денежных средств осуществляет на постоянной основе учет информации об остатках электронных денежных средств и осуществленных переводах электронных денежных средств.

25. Оператор электронных денежных средств до заключения договора с клиентом - физическим лицом обязан предоставить ему следующую информацию:

1) о наименовании и месте нахождения оператора электронных денежных средств, а также о номере его лицензии на осуществление банковских операций;

Клиент - физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств с использованием банковского счёта или без использования банковского счёта, а также за счёт денежных средств, предоставляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями оператору электронных денежных средств в пользу такого клиента - физического лица, если договором между оператором электронных денежных средств и клиентом - физическим лицом предусмотрена такая возможность.

Клиент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счёта.

Оператор электронных денежных средств учитывает денежные средства клиента путем формирования записи, отражающей размер обязательств оператора электронных денежных средств перед клиентом в сумме предоставленных денежных средств (далее - остаток электронных денежных средств).

Оператор электронных денежных средств не вправе предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка электронных денежных средств клиента на основании договора потребительского кредита (займа).

Оператор электронных денежных средств не вправе осуществлять начисление процентов на остаток электронных денежных средств клиента.

Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств. В случаях, предусмотренных договорами между плательщиком и оператором электронных денежных средств, между плательщиком и получателем средств, перевод электронных денежных средств может осуществляться на основании требований получателей средств в соответствии со статьёй 6 настоящего Федерального закона с учётом особенностей перевода электронных денежных средств, за исключением случаев использования электронных средств платежа, предусмотренных частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Перевод электронных денежных средств может осуществляться между плательщиками и получателями средств, являющимися клиентами одного оператора электронных денежных средств или нескольких операторов электронных денежных средств.

При переводе электронных денежных средств клиент - физическое лицо может выступать плательщиком в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также при условии использования клиентом - физическим лицом электронного средства платежа, указанного в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, либо при условии проведения упрощенной идентификации указанного физического лица вправе переводить денежные средства другому физическому лицу - получателю денежных средств.

При переводе электронных денежных средств юридические лица или индивидуальные предприниматели могут являться получателями средств, а также плательщиками в случае, если получателем средств является физическое лицо, использующее электронные средства платежа, указанные в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, либо физическое лицо, прошедшее процедуру упрощенной идентификации.

Перевод электронных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 9.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств либо в срок, предусмотренный частью 11 настоящей статьи.

Перевод электронных денежных средств с использованием предоплаченной карты осуществляется в срок не более трёх рабочих дней после принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, если более короткий срок не предусмотрен договором, заключенным оператором электронных денежных средств с клиентом, либо правилами платежной системы.

Договором, заключенным оператором электронных денежных средств с клиентом, может быть предусмотрена возможность использования плательщиком - физическим лицом и получателем средств - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем электронных средств платежа, когда действия, указанные в части 10 настоящей статьи, осуществляются неодновременно (далее - автономный режим использования электронного средства платежа). В таком случае получатель средств обязан ежедневно передавать информацию о совершенных операциях оператору электронных денежных средств для её учёта не позднее окончания рабочего дня оператора электронных денежных средств. Настоящая часть распространяется на переводы электронных денежных средств с использованием предоплаченной карты, если иное не предусмотрено договором, заключенным оператором электронных денежных средств с получателем средств или с оператором по переводу денежных средств, либо правилами платежной системы.

Оператор электронных денежных средств незамедлительно после исполнения распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств направляет клиенту подтверждение об исполнении указанного распоряжения.

В случае автономного режима использования электронного средства платежа оператор электронных денежных средств направляет плательщику и в случае, предусмотренном договором, получателю средств подтверждения об осуществлении перевода электронных денежных средств незамедлительно после учёта оператором электронных денежных средств информации, полученной в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Настоящая часть распространяется на переводы электронных денежных средств с использованием предоплаченной карты, если иное не предусмотрено договором, заключенным оператором электронных денежных средств с получателем средств или с оператором по переводу денежных средств, либо правилами платежной системы.

Перевод электронных денежных средств становится безотзывным и окончательным после осуществления оператором электронных денежных средств действий, указанных в части 10 или 11 настоящей статьи.

В случае автономного режима использования электронного средства платежа перевод электронных денежных средств становится безотзывным в момент использования клиентом электронного средства платежа в соответствии с требованиями части 12 настоящей статьи и окончательным после учёта оператором электронных денежных средств информации, полученной в соответствии с частью 12 настоящей статьи.

Денежное обязательство плательщика перед получателем средств прекращается при наступлении окончательности перевода электронных денежных средств.

В случае автономного режима использования электронного средства платежа денежное обязательство плательщика перед получателем средств прекращается в момент наступления безотзывности перевода электронных денежных средств.

Оператор электронных денежных средств осуществляет на постоянной основе учёт информации об остатках электронных денежных средств и осуществленных переводах электронных денежных средств.

Помимо осуществления перевода электронных денежных средств денежные средства, учитываемые оператором электронных денежных средств в качестве остатка (его части) электронных денежных средств клиента - физического лица, использующего электронное средство платежа, предусмотренное частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, могут быть по его распоряжению переведены на банковский счёт в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей либо на банковский счёт такого клиента - физического лица в случае, если указанный клиент прошел процедуру упрощенной идентификации, направлены на исполнение обязательств клиента - физического лица перед кредитной организацией или выданы наличными денежными средствами в случае использования предоплаченной карты при условии, что общая сумма выдаваемых наличных денежных средств не превышает 5 тысяч рублей в течение одного календарного дня и 40 тысяч рублей в течение одного календарного месяца.

Помимо осуществления перевода электронных денежных средств денежные средства, учитываемые оператором электронных денежных средств в качестве остатка (его части) электронных денежных средств клиента - физического лица, использующего электронное средство платежа, предусмотренное частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, могут быть по его распоряжению переведены на банковский счёт, направлены на исполнение обязательств клиента - физического лица перед кредитной организацией, переведены без открытия банковского счёта или выданы наличными денежными средствами.

Помимо осуществления перевода электронных денежных средств остаток (его часть) электронных денежных средств клиента - юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть по его распоряжению зачислен или переведен только на его банковский счёт.

Клиент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан иметь банковский счёт, открытый у оператора электронных денежных средств для перевода остатка (его части) электронных денежных средств, или предоставить ему информацию о банковском счёте этого юридического лица или индивидуального предпринимателя, открытом в иной кредитной организации, на который может осуществляться перевод остатка (его части) электронных денежных средств.

На переводы электронных денежных средств в иностранной валюте между резидентами, на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами, а также на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации между нерезидентами распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля. Используемые в настоящем пункте понятия и термины применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Оператор электронных денежных средств до заключения договора с клиентом - физическим лицом обязан предоставить ему следующую информацию:

  • 1) о наименовании и месте нахождения оператора электронных денежных средств, а также о номере его лицензии на осуществление банковских операций;
  • 2) об условиях использования электронного средства платежа, в том числе в автономном режиме;
  • 3) о способах и местах осуществления перевода электронных денежных средств;
  • 4) о способах и местах предоставления денежных средств клиентом - физическим лицом оператору электронных денежных средств;
  • 5) о размере и порядке взимания оператором электронных денежных средств вознаграждения с физического лица в случае взимания вознаграждения;
  • 6) о способах подачи претензий и порядке их рассмотрения, включая информацию для связи с оператором электронных денежных средств.

В цикле статей, посвященных электронным деньгам, я постараюсь ответить на вопрос о том, что такое электронные деньги, а также дать юридическую оценку по вопросам обращения с электронными деньгами.

Мы уже рассмотрели вопросы:

  1. Закон "О национальной платежной системе" (основные новшества)

В этой статье я постараюсь дать комментарий особенностей Закона "О национальной платежной системе". Особенности закона будут рассмотрены отдельно.

Клиенты электронных платежных систем (пользователи электронных денег) по Закону № 161-ФЗ "О национальной платежной системе"

С 29 сентября 2011 г. оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая лицензию на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (п. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).

Клиентом может быть как физическое лицо, так и юридическое. Клиент - физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств как с использованием, так и без использования своего банковского счета (п. 2 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Клиент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета (п. 3 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) запрещается рассчитываться электронными деньгами между собой . Необходимо, чтобы одним из участников расчетов было физическое лицо, использующее электронные средства платежа (п. 9 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Особенности операций с электронными деньгами

При превышении установленного лимита перевод электронных денежных средств не осуществляется.

Перевод электронных денег осуществляется с проведением идентификации клиента или без проведения идентификации .

В случае проведения идентификации клиента - физического лица ему открывается счет, остаток электронных денежных средств на котором в любой момент не может превышать 600 000 рублей.

Анонимность , привлекавшая пользователей кошельков, гарантируется при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 000 рублей , общая сумма переводимых электронных денежных средств - 40 000 рублей в течение календарного месяца .

Использование электронного средства платежа клиентом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется с проведением его идентификации оператором электронных денег . Указанное электронное средство платежа является корпоративным. Использование корпоративного электронного средства платежа осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 200 000 рублей на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств.

В случае превышения указанной суммы оператор обязан осуществить зачисление или перевод денежных средств в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения.

Организации обязаны сообщать в налоговую инспекцию о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные деньги (т.е. как и при ).

С 1 октября 2011 года организации и индивидуальные предприниматели должны информировать налоговый орган о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в течение 7 дней со дня возникновения (прекращения) данного права (пп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

ФНС России (Информация от 13 июля 2011 года) сообщает, что за нарушение срока передачи в инспекцию указанных сведений налогоплательщика могут привлечь к ответственности по статье 126 Налогового кодекса (200 рублей за каждый непредставленный документ) или статье 129.1 НК (5 000 рублей).

Предоставлении клиентам - физическим лицам информации об особенностях оказания услуг по переводу электронных денежных средств

В целях содействия расширению сферы применения электронных средств платежа при осуществлении безналичных расчетов, повышения доступности платежных услуг и финансовой грамотности клиентов кредитных организаций Банк России в своем Письме от 20.12.2013 № 249-Т рекомендует кредитным организациям при информировании клиентов в соответствии с частью 25 статьи 7 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ):

Приложение
к письму Банка России
от 20.12.2013 № 249-Т

Памятка "Об электронных денежных средствах"

Настоящая Памятка разработана в целях получения физическими лицами - клиентами кредитных организаций (далее - клиенты) информации об электронных денежных средствах , о порядке формирования остатка электронных денежных средств, особенностях использования электронных средств платежа для перевода электронных денежных средств, а также о предоставляемых услугах по переводу электронных денежных средств.

Под услугами по переводу электронных денежных средств в целях настоящей Памятки понимается осуществление перевода электронных денежных средств, а также совершение иных операций с электронными денежными средствами, предусмотренных Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ).

1. Общие положения об электронных денежных средствах

1.1. Электронные денежные средства (далее - ЭДС) используются при осуществлении безналичных расчетов.
1.2. ЭДС - это безналичные денежные средства в рублях или иностранной валюте, учитываемые кредитными организациями без открытия банковского счета и переводимые с использованием электронных средств платежа (далее - ЭСП) в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ.
1.3. ЭСП, предназначенными для осуществления перевода ЭДС, являются, в частности, так называемые "электронные кошельки", доступ к которым может осуществляться с использованием компьютеров, мобильных устройств, в том числе посредством устанавливаемого на этих устройствах специального программного обеспечения, а также банковские предоплаченные карты.
1.4. Оказывать услуги по переводу ЭДС в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе только кредитные организации.
1.5. Перечень кредитных организаций, уведомивших Банк России в установленном порядке о начале осуществления деятельности по переводу ЭДС, доступен на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://cbr.ru/today/?Prtid=oper_zip).
1.6. Кредитная организация в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ может отказать клиенту в заключении договора об использовании ЭСП, а также приостановить или прекратить использование клиентом ЭСП в соответствии с договором при нарушении клиентом порядка использования ЭСП.
1.7. ЭДС не подлежат страхованию на основании пункта 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

2. Порядок формирования остатка ЭДС

2.1. Клиент может предоставить денежные средства кредитной организации в соответствии с договором как путем их перевода со своего банковского счета (открытого в кредитной организации, оказывающей клиенту услуги по переводу ЭДС, или в иной кредит ной организации), так и без использования банковского счета, в том числе путем внесения клиентом наличных денежных средств в банкоматы и платежные терминалы кредитных организаций и банковских платежных агентов.
Кредитная организация не вправе предоставлять денежные средства для увеличения остатка ЭДС клиента.
2.2. В случае, если клиент является абонентом оператора мобильной связи, при наличии у указанного оператора договора с кредитной организацией, оказывающей клиенту услуги по переводу ЭДС, денежные средства для увеличения остатка ЭДС клиента могут быть предоставлены указанной кредитной организации в соответствии с договором, заключенным с клиентом, за счет денежных средств клиента, являющихся авансом за услуги мобильной связи.
2.3. Остаток ЭДС клиента возникает в момент учета кредитной организацией предоставленных денежных средств. При этом учет кредитной организацией денежных средств может осуществляться позднее их предоставления.
2.4. На остаток ЭДС проценты клиенту не начисляются, выплата вознаграждения клиенту не осуществляется.

3. Порядок использования ЭСП для перевода ЭДС

3.1. ЭСП для перевода ЭДС используется клиентом на основании договора, заключенного с кредитной организацией, в том числе путем акцепта оферты кредитной организации.
3.2. Использование ЭСП для перевода ЭДС может осуществляться как с проведением, так и без проведения процедуры идентификации клиента в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
3.3. В случае проведения кредитной организацией процедуры идентификации клиента используемое им ЭСП является персонифицированным. При этом остаток ЭДС клиента в любой момент не должен превышать 100 тысяч рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте по официальному курсу Банка России.
3.4. В случае, если указанная процедура не проводилась, используемое клиентом ЭСП является неперсонифицированным. При этом остаток ЭДС клиента в любой момент не должен превышать 15 тысяч рублей, а общая сумма переводимых клиентом ЭДС с использованием такого ЭСП не должна превышать 40 тысяч рублей в течение календарного месяца.

4. Услуги по переводу ЭДС

4.1. При переводе ЭДС клиента происходит одновременное уменьшение остатка ЭДС плательщика и увеличение остатка ЭДС получателя средств.
4.2. ЭДС могут переводиться между клиентами, а также между клиентами и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. При этом клиенты, использующие персонифицированные ЭСП, могут получать ЭДС от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
4.3. Остаток (его часть) ЭДС клиента может быть переведен на банковский счет самого клиента или третьего лица, а в случае, если клиент использует персонифицированное ЭСП, остаток (его часть) ЭДС может быть также переведен по распоряжению клиента без открытия банковского счета или выдан ему наличными деньгами. При этом в отношении порядка выдачи остатка (его части) ЭДС наличными деньгами (включая максимальные размеры сумм выдаваемых наличных денег) договором, заключенным клиентом с кредитной организацией, могут быть установлены соответствующие ограничения.
4.4. За оказание услуг по переводу ЭДС кредитной организацией с клиента может взиматься комиссионное вознаграждение в соответствии с заключенным с клиентом договором.
4.5. Кредитная организация обязана информировать клиента о совершении каждой операции с использованием ЭСП путем направления соответствующих уведомлений в порядке, установленном договором с клиентом.

Бухгалтерский учет электронных денег

С 29 сентября 2011 года пополнить открытый счет электронными деньгами организация может, только используя свой банковский счет (п. 3 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

Пополнять свои электронные кошельки еще и наличными через подотчетных лиц. Деньги, которые организация переводит в свой электронный кошелек, отражаются на счете 55 "Специальные счета в банках", предназначенном для обобщения информации о наличии и движении денег на текущих, особых и иных специальных счетах (Приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"). К счету 55 необходимо открыть субсчет "Электронные средства платежа" или "Электронные деньги". Аналитический учет на счете 55/Электронные деньги ведется, как правило, в разрезе платежных систем и видов электронных денег.

Налоговый учет электронных денег

Комиссионное вознаграждение за услуги платежной системы, в которой обращаются электронные деньги юридического лица в целях налогообложения прибыли, можно учесть одним из двух способов:
1) в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ);
2) в составе внереализационных расходов (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, комиссионное вознаграждение за услуги платежной системы также учитывают при расчете налога (пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Сумма комиссионного вознаграждения за услуги платежной системы облагается НДС . Оператор электронной платежной системы не является кредитной организацией, поэтому под действие льготы, предусмотренной в пп. 3 п. 3 ст. 149 НК, такая операция не подпадает. При выполнении всех обязательных требований ст. ст. 171 и 172 НК РФ организация-покупатель вправе применить налоговый вычет предъявленного НДС.

Tags: электронные деньги, электронные платежные системы, закон, о национальной, платежной, системе, национальная платежная система, комментарий, особенности, закон № 161-ФЗ

Существует пять возможных особенностей рынка услуг по переводу денежных средств, наличие которых может привести к неэффективности оказания подобных услуг. Такая неэффективность рынка может привести к тому, что стоимость услуг по переводу денежных средств будет выше, чем она могла бы быть, и/или что качество предлагаемых услуг будет ниже.

Перечень этих особенностей:

отсутствие прозрачности на рынке услуг и недостаток понимания со стороны пользователей;

слабые места в инфраструктуре, используемой для предоставления услуг по переводу денежных средств;

возможность нежелательных последствий плохого или несоразмерного регулирования или слабого правового обоснования;

отсутствие условий конкурентности на рынке услуг;

наличие рисков.

Отсутствие прозрачности

Прозрачность может быть важным фактором повышения общей эффективности рынка услуг по денежным переводам. Независимо от конкретного типа услуг, для отправителей и получателей переводов полезно иметь возможность получать полную информацию об этой услуге заранее (то есть до того, как они ею воспользуются). Наличие такой прозрачности позволяет отдельному лицу принять осознанное решение относительно того, какой услугой пользоваться.

Особенно необходима прозрачность при определении общей стоимости и времени обслуживания.

Общая стоимость перевода обычно включает: взимаемые налоги, цену операций по обмену валют между денежными единицами стран отправителя и получателя средств, а также величину комиссионных, выплачиваемых за перевод ПУДП и (или) агентам. Обычно для пользователя важно иметь информацию о том, сколько денег из посылаемой отправителем суммы будет выплачено получателю. Однако поскольку комиссионные сборы могут меняться в зависимости от посланной суммы, а обменный курс меняется довольно часто, то пользователям нужно иметь общее представление об этих компонентах общей цены.

В настоящее время рынок услуг денежных переводов не всегда полностью прозрачен. Ниже рассматриваются некоторые факторы, состояние которых может стать причиной этого: обменный курс; размер комиссионных, взимаемых выдающим ПУДП; скорость обслуживания; и другие вопросы, влияющие на прозрачность.

Информация об общей стоимости перевода зависит от изменений валютных курсов, поэтому провайдер, принимающий средства, несколько завышает стоимость перевода. ПУДП может не знать величину обменного курса, когда он осуществляет перевод средств, а завышение за счет установления определенной величины комиссионных или маржи дает ему некоторую защиту, если обменный курс изменяется в неблагоприятную сторону.

Способность ПУДП обеспечить прозрачность по отношению к размерам комиссионных любого выплачивающего средства ПУДП зависит от вида услуги (то есть является ли она односторонней, открытой, на основе франшизы или договоренности). Преимущество услуг, оказываемых на основе франшизы или договоренности, заключается в том, что принимающий средства ПУДП может заранее получать информацию о величине комиссионных, которые выдающий средства ПУДП будет взимать с данного получателя. Эта информация может быть затем доведена до отправителя средств, так что он будет иметь представление об общей стоимости перевода. Может быть достигнута договоренность о том, что получатель средств вообще не будет платить комиссионных; вместо этого отправитель будет платить повышенные комиссионные получающему средства ПУДП, а получающий средства агент переведет часть этих комиссионных выплачивающему агенту. Такая же ситуация возможна и в случае оказания односторонних услуг (там, где получающие средства и выдающие их ПУДП одни и те же). Для открытого вида услуг обычно невозможно обеспечить прозрачность в отношении величины комиссионных, взимаемых выдающим средства ПУДП, поскольку ПУДП обычно не имеет связи с выплачивающим агентом и, следовательно, не имеет возможности знать, какие комиссионные тот взимает. При оказании открытой услуги выплачивающий агент обычно вынужден взимать комиссионные с получателя средств, иначе он не будет иметь никакого дохода от оказания услуги.

Даже если деятельность отдельных ПУДП полностью прозрачна, конечным пользователям может быть нелегко сопоставить стоимость различных услуг. Отчасти это объясняется тем, что рыночные обменные курсы постоянно меняются, и для различных вариантов перевода из одной валюты в другую применяются различные значения маржи, которые время от времени изменяются. Кроме того, значения маржи могут добавляться к различным значениям «ориентировочного» обменного курса (например, к значениям обменного курса открытого рынка, действующим в различное время суток). Поэтому самая дешевая услуга, предлагаемая ПУДП на определенный день для данной валютной пары, может оказаться не самой дешевой для другого дня или для другой валютной пары. Естественно, что стоимость услуг на всех потребительских рынках различается в зависимости от вида предлагаемого продукта и меняется время от времени (хотя обычно не каждый день). Другая важная проблема, осложняющая перевод средств, состоит в том, что самая дешевая услуга ПУДП с точки зрения величины обменного курса может быть не самой дешевой с точки зрения взимаемых комиссионных, и большинству клиентов трудно рассчитать, для какой услуги общая стоимость будет минимальной.

Сложность сопоставления общей цены может состоять также в том, что ПУДП или посредники, услугами которых они пользуются, иногда могут использовать доходы от плавающего курса («флоута») в качестве частичной альтернативы четко установленным комиссионным. В этом случае «флоут» имеет место там, где финансовые институты задерживают у себя средства клиентов дольше, чем это необходимо для того, чтобы получать доход, инвестируя эти средства. В результате этого величина установленных комиссионных становится меньше, чем она была бы при отсутствии задержки, но скорость оказания услуги замедляется.

Скорость оказания услуги определяется временем между моментом внесения платежа отправителем и моментом, когда эти денежные средства могут быть доступны для получателя. Скорость оказания услуги зависит:

от скорости передачи сообщения;

от скорости проведения расчета;

от того, имеется ли у выплачивающего агента резерв ликвидности для того, чтобы выплата средств могла происходить до завершения расчета.

Сведения о скорости оказания услуги проще получить для случаев односторонней услуги, а также услуги на основе франшизы или договоренности, чем для открытой услуги. Фактическое время, которое занимает процесс расчета, зависит от того, насколько быстро осуществляется каждый из промежуточных этапов. Для случаев односторонней услуги, а также услуги на основе франшизы или договоренности, это время должно быть стандартизовано и известно, или может быть оговорено. При оказании открытой услуги между участвующими в этом процессе ПУДП не существует прямого контакта или возможности договориться, поэтому принимающий средства для перевода ПУДП в слабой степени может контролировать время оказания такой услуги.

Обеспечение прозрачности требует определенных затрат. Помимо прямых расходов на предоставление информации, могут появиться расходы, связанные с необходимостью получения достоверных сведений о конкретной услуге, что обеспечивает прозрачность деятельности ПУДП. Скорее всего, все эти расходы будут отнесены на долю потребителя. Однако этот недостаток может быть компенсирован существенным преимуществом, заключающемся в том, что обеспечение прозрачности сделает конкуренцию более эффективной, что, в свою очередь, может привести к снижению расценок на услуги. Так как потребители смогут сравнивать реальную итоговую стоимость оказания услуг различными службами.

1. При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора.

2. Клиент - физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств с использованием банковского счета или без использования банковского счета, а также за счет денежных средств, предоставляемых с использованием банковских счетов иными физическими лицами в случаях проведения идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями оператору электронных денежных средств в пользу такого клиента - физического лица, если договором между оператором электронных денежных средств и клиентом - физическим лицом предусмотрена такая возможность.

3. Клиент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета.

4. Оператор электронных денежных средств учитывает денежные средства клиента путем формирования записи, отражающей размер обязательств оператора электронных денежных средств перед клиентом в сумме предоставленных денежных средств (далее - остаток электронных денежных средств).

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Оператор электронных денежных средств не вправе предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка электронных денежных средств клиента на основании договора потребительского кредита (займа).

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Оператор электронных денежных средств не вправе осуществлять начисление процентов на остаток электронных денежных средств клиента.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств. В случаях, предусмотренных договорами между плательщиком и оператором электронных денежных средств, между плательщиком и получателем средств, перевод электронных денежных средств может осуществляться на основании требований получателей средств в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона с учетом особенностей перевода электронных денежных средств, за исключением случаев использования электронных средств платежа, предусмотренных частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

8. Перевод электронных денежных средств может осуществляться между плательщиками и получателями средств, являющимися клиентами одного оператора электронных денежных средств или нескольких операторов электронных денежных средств.

8.1. При переводе электронных денежных средств клиент - физическое лицо может выступать плательщиком в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также при условии использования клиентом - физическим лицом электронного средства платежа, указанного в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, либо при условии проведения упрощенной идентификации указанного физического лица вправе переводить денежные средства другому физическому лицу - получателю денежных средств.

9. При переводе электронных денежных средств юридические лица или индивидуальные предприниматели могут являться получателями средств, а также плательщиками в случае, если получателем средств является физическое лицо, использующее электронные средства платежа, указанные в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, либо физическое лицо, прошедшее процедуру упрощенной идентификации.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Перевод электронных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 9.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств либо в срок, предусмотренный частью 11 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Перевод электронных денежных средств с использованием предоплаченной карты осуществляется в срок не более трех рабочих дней после принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, если более короткий срок не предусмотрен договором, заключенным оператором электронных денежных средств с клиентом, либо правилами платежной системы.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Договором, заключенным оператором электронных денежных средств с клиентом, может быть предусмотрена возможность использования плательщиком - физическим лицом и получателем средств - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем электронных средств платежа, когда действия, указанные в части 10 настоящей статьи, осуществляются неодновременно (далее - автономный режим использования электронного средства платежа). В таком случае получатель средств обязан ежедневно передавать информацию о совершенных операциях оператору электронных денежных средств для ее учета не позднее окончания рабочего дня оператора электронных денежных средств. Настоящая часть распространяется на переводы электронных денежных средств с использованием предоплаченной карты, если иное не предусмотрено договором, заключенным оператором электронных денежных средств с получателем средств или с оператором по переводу денежных средств, либо правилами платежной системы.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Оператор электронных денежных средств незамедлительно после исполнения распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств направляет клиенту подтверждение об исполнении указанного распоряжения.

14. В случае автономного режима использования электронного средства платежа оператор электронных денежных средств направляет плательщику и в случае, предусмотренном договором, получателю средств подтверждения об осуществлении перевода электронных денежных средств незамедлительно после учета оператором электронных денежных средств информации, полученной в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Настоящая часть распространяется на переводы электронных денежных средств с использованием предоплаченной карты, если иное не предусмотрено договором, заключенным оператором электронных денежных средств с получателем средств или с оператором по переводу денежных средств, либо правилами платежной системы.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Перевод электронных денежных средств становится безотзывным и окончательным после осуществления оператором электронных денежных средств действий, указанных в части 10 или настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В случае автономного режима использования электронного средства платежа перевод электронных денежных средств становится безотзывным в момент использования клиентом электронного средства платежа в соответствии с требованиями части 12 настоящей статьи и окончательным после учета оператором электронных денежных средств информации, полученной в соответствии с частью 12 настоящей статьи.

17. Денежное обязательство плательщика перед получателем средств прекращается при наступлении окончательности перевода электронных денежных средств.

18. В случае автономного режима использования электронного средства платежа денежное обязательство плательщика перед получателем средств прекращается в момент наступления безотзывности перевода электронных денежных средств.

19. Оператор электронных денежных средств осуществляет на постоянной основе учет информации об остатках электронных денежных средств и осуществленных переводах электронных денежных средств.

20. Помимо осуществления перевода электронных денежных средств денежные средства, учитываемые оператором электронных денежных средств в качестве остатка (его части) электронных денежных средств клиента - физического лица, использующего электронное средство платежа, предусмотренное частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, могут быть по его распоряжению переведены на банковский счет в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей либо на банковский счет такого клиента - физического лица в случае, если указанный клиент прошел процедуру упрощенной идентификации, направлены на исполнение обязательств клиента - физического лица перед кредитной организацией или выданы наличными денежными средствами в случае использования предоплаченной карты при условии, что общая сумма выдаваемых наличных денежных средств не превышает 5 тысяч рублей в течение одного календарного дня и 40 тысяч рублей в течение одного календарного месяца.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Помимо осуществления перевода электронных денежных средств денежные средства, учитываемые оператором электронных денежных средств в качестве остатка (его части) электронных денежных средств клиента - физического лица, использующего электронное средство платежа, предусмотренное частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, могут быть по его распоряжению переведены на банковский счет, направлены на исполнение обязательств клиента - физического лица перед кредитной организацией, переведены без открытия банковского счета или выданы наличными денежными средствами.