I. Общие положения:
1.1. Настоящая инструкция разработана на основании временной квалификационной характеристики психолога, утвержденной приказом министра образования и науки от 08.07.96г. №296
1.2. Психолог школы назначается и освобождается от должности в установленном порядке из числа лиц, имеющих высшее психологическое образование или переподготовку на базе высшего педагогического образования с присвоением квалификации "Практический психолог в учреждениях образования"
1.3. Психолог школы непосредственно подчиняется директору.
1.4. Психолог школы в своей работе руководствуется положением о психологической службе, этическим кодексом психолога, международными и республиканскими нормативными актами, относящимися к правам ребенка, нормативными документами об образовании, уставом школы и настоящей инструкцией.
II. Обязанности школьного психолога
Психолог школы по своей должности выполняет следующие обязанности:
2.1. Заботиться о психическом здоровье личности, участвует в создании для нее развивающей, психологически комфортной среды.
2.2. Проводит регулярные массовые обследования с целью контроля за ходом психического развития, определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи, осуществляет их учет и контроль
2.3. Проводит необходимые психолого-педагогические измерения, обработку результатов, подготовку психологических заключений и рекомендаций.
2.4. Ведет просветительскую работу среди детей, учащейся молодежи, родителей, преподавателей. Ведет консультационную работу. Планирует и организует профориентационные исследования и профконсультации. Обеспечивает психопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска.
2.5. Оказывает помощь семье в налаживании микроклимата, в эффективно воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов.
2.6. Осуществляет работу по развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным взаимоотношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях.
2.7. Проводит психодиагностическую работу, участвует в углубленном изучении детей, подростков и учащейся молодежи с привлечением дефектологов, врачей, юристов и других специалистов.
2.8. Формирует банк данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях педагогов, детей, новых методиках диагностики.
III. Права школьного психолога
Психолог школы имеет права:
3.1. Самостоятельно апробировать новые диагностические и коррекционные методики программы.
3.2. Инициировать и принимать участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, обучающих программ, тестовых методик.
3.3. Принимать участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических кадров.
3.4. На защиту от необоснованного вмешательства кого бы то ни было в свою профессиональную деятельность.
3.5. Давать в рамках предоставленных руководителем школы полномочий обязательные распоряжения педагогам и учащимся.
3.6. От лица школы вызывать родителей, проводить с ними другую работу, предусмотренную планами и программами.
3.7. Избирать и быть избранным в органы самоуправления школы.
IV. Ответственность школьного психолога
Психолог несет ответственность перед директором школы:
4.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, перечисленных в п.2, а также за нарушение устава и правил внутреннего трудового распорядка.
4.2. За обеспечение сохранности имущества, оборудования, приборов и других материалов и ценностей, переданных в пользование для обеспечения профессиональной деятельности.
V. Оценка работы школьного психолога
5.1. Работа психолога оценивается администрацией школы по следующим критериям:
- Диагностика и коррекция эмоциональных состояний
- Диагностика и коррекция познавательных процессов
- Диагностика и коррекция межличностных отношений
- Диагностика и коррекция психического развития
- Индивидуальная и групповая психотерапия.
VI. Замена по работе школьного психолога
6.1 Психолог по распоряжению директора школы может временно исполнять обязанности одного из заместителей директора в случае отсутствия последнего по уважительным причинам.
Должностная инструкция школьного психолога. Вариант 2.
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе уставно-квалификационной характеристики педагога-психолога, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования Российской Федерации [ Госкомвуза Российской Федерации от 14 декабря 1995 г. № 622/1646 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65).
1.2. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Педагог-психолог должен иметь высшее или среднее психологическое образование либо высшее или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору школы.
1.5. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, И органов управления образованием всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья, профориентации, занятости и социальной защиты обучающихся (воспитанников); трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Функции педагога-психолога
Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
2.1. психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе;
2.2. профилактика возникновения социальной дезадаптации;
2.3. оказание психологической помощи обучающимся (воспитанникам) и другим участникам образовательного процесса;
3. Должностные обязанности педагога-психолога
Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения;
3.2. содействует охране прав обучающихся (воспитанников) в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации;
3.3. способствует гармонизации социальной сферы школы и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
3.4. определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников), и принимает меры по оказанию им различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);
3.5. оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (законным представителям) педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем;
3.6. проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения;
3.7. составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников);
3.8. ведет документацию по установленной форме и использует ее исключительно в целях профессиональной деятельности;
3.9. участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;
3.10. осуществляет поиск и психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию;
3.11. определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
3.12. формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуру полового воспитания;
3.13. консультирует работников школы по вопросам развития данного образовательного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (законных представителей);
3.14. выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
3.15. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;
3.16. систематически повышает свою профессиональную квалификацию;
3.17. участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;
3.18. проходит периодические бесплатные медицинские обследования;
3.19. соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;
4. Права педагога-психолога
Педагог-психолог имеет право:
4.1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;
4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;
4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.4. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;
4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
4.6. свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической работы;
4.7. повышать квалификацию;
4.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
5. Ответственность педагога-психолога
5.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время индивидуальных и групповых консультаций и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся (воспитанников) во время проведения подобных мероприятий.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности педагога-психолога
Педагог-психолог:
6.1. работает по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утвержденному директором школы;
6.2. планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. представляет директору школы отчет о своей деятельности по первому требованию;
6.4. получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими и медицинскими работниками школы, родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников);
Должностная инструкция педагога психолога
I. Общие положения
1. Педагог-психолог
относится к категории специалистов.
2. На должность педагога-психолога
назначается лицо, имеющее среднее
психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной
специальностью "Психология" (без предъявления требований к стажу
работы; стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет; от
4 до 6 лет; свыше 6 лет) или высшее психологическое или высшее педагогическое
образование с дополнительной специальностью "Психология" (без
предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы (работы по
специальности): от 2 до 4 лет; от 4 до 6 лет; от 6 до 10 лет; свыше 10 лет) или
квалификационную категорию. (II, I, высшую)
3. Назначение на должность педагога-психолога
и освобождение от нее
производится приказом директора учреждения по представлению.
4. Педагог-психолог
должен знать:
4.1. Конституцию РФ.
4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов
управления образованием по вопросам образования.
4.3. Декларацию прав и свобод человека.
4.4. Конвенцию о правах ребенка.
4.5. Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения,
профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты.
4.6. Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию
личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию,
социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию,
патопсихологию, психосоматику.
4.7. Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены,
профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического
консультирования и психопрофилактики.
4.8. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной
защиты.
5. Педагог-психолог
подчиняется непосредственно (директору
учреждения; иному должностному лицу) |
II.
Должностные обязанности педагога-психолога
|
III. Права педагога-психолога
Педагог-психолог
вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его
деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение
руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и
совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников
учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения
недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных
подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для
выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению
задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных
подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его
должностных обязанностей и прав.
IV.
Ответственность педагога-психолога
Педагог-психолог
несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных
действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности,
- в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим
трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации
Примерная должностная инструкция педагога-психолога
среднего специального учебного заведения
1. Общие положения
1.1. Педагог-психолог является работником образовательного учреждения среднего профессионального образования, осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья студентов, их родителей, преподавателей и других участников образовательного процесса.
1.2. Педагог-психолог назначается приказом директора учебного заведения из числа лиц, имеющих высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и непосредственно подчиняется руководителю психологической службы или директору образовательного учреждения.
1.3. Педагог-психолог в своей работе опирается на Конституцию Российской Федерации; Законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования и воспитания студентов; основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям (Конвенция о правах ребенка; Международная конвенция о правах и основных свободах человека); Декларацию прав и свобод человека; Федеральный закон «Об образовании»; Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда (требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий учебного заведения, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты), здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты.
2. Требования к знаниям и умениям педагога-психолога
2.1. Педагог-психолог должен знать: общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психологию общения, основы психодиагностики, основы дефектологии, основы психотерапии, основы сексологии, основы психологической гигиены, основы профориентации, психологии труда, основы психологического консультирования и психопрофилактики, возрастную анатомию и физиологию подростка.
2.2. Педагог-психолог должен владеть: методами активного обучения, социального психотренинга, современными методами индивидуальной и групповой профконсультации, методами диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
3. Обязанности педагога-психолога
Педагог-психолог обязан:
– обеспечивать и поддерживать психологическое здоровье и развитие личности студентов;
– по мере необходимости проводить психологическую диагностику, выявлять индивидуально-психологические особенности студентов на протяжении всего периода обучения;
– оказывать помощь студентам в процессе адаптации;
– выявлять и предупреждать возможные нарушения в становлении и развитии личности студента посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации;
– оказывать психологическую помощь и поддержку студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
– участвовать в психологической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– содействовать формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих и педагогических коллективах;
– оказывать психологическую помощь и поддержку преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
– участвовать в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в студенческой среде;
– содействовать развитию профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;
– содействовать предупреждению возможных асоциальных действий студентов, осуществлять коррекцию асоциального поведения студентов;
– повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов, студентов и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;
– участвовать в планировании и разработке развивающих и психокоррекционных программ учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности студентов;
– содействовать творческому развитию одаренных студентов;
– консультировать администрацию, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;
– консультировать студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
– осуществлять консультирование администрации и сотрудников образовательного учреждения по вопросам использования достижений психологии в управлении персоналом среднего специального учебного заведения;
– осуществлять профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессии с учетом их ценностных ориентации, способностей, а также жизненных планов;
– систематически повышать собственную профессиональную компетентность и квалификацию.
5. Права педагога-психолога
Педагог-психолог имеет право:
– знакомиться с документацией образовательного учреждения;
– участвовать в работе педагогического и методического советов учебного заведения, а также предметных (цикловых) комиссий, вносить свои предложения по формированию индивидуальной программы адаптации студентов в среднем специальном учебном заведении, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах, подготовке конкурентоспособных специалистов на рынке труда;
– участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и др. комиссий по вопросам обучения и воспитания студентов;
– сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, с субъектами социального партнерства в вопросах воспитания и развития студентов, обращаться с запросами в медицинские дефектологические и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием;
– самостоятельно выбирать приоритетные направления работы, учитывая особенности функционирования и развития среднего специального учебного заведения;
– самостоятельно формировать конкретные задачи работы с студентами и взрослыми, выбирать формы и методы работы, принимать решения по вопросам очередности проведения различных видов работ;
– повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;
– проводить групповые и индивидуальные социально – психологические обследования;
– участвовать в преобразовании образовательной среды с учетом особенностей студентов и педагогического коллектива;
– участвовать в формировании корпоративной культуры;
– вести пропаганду психолого-педагогических знаний (лекции, беседы, выступления);
– консультировать администрацию учебного заведения по психологическому сопровождению управленческой деятельности;
– выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации;
– участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;
– участвовать в работе молодежных общественных объединений, советов студенческого самоуправления;
– обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением студентов.
Сегодня нам с вами предстоит узнать должностные обязанности педагога-психолога. На самом деле это очень важный вопрос, ответ на который придется очень тщательно изучать. Дело все в том, что такой сотрудник наделен огромной ответственностью и нагружен обязанностями. Но некоторые работники даже не подозревают об этом. Таким образом, давайте узнаем должностные и функциональные обязанности педагога-психолога, а также подумаем, какие люди идеально подойдут для данной профессии. Стоит сразу отметить, что опасаться не нужно - если вы будете знать свои цели и задачи, а также сможете выполнять их, то карьерный рост и успех вам обеспечены.
Разработка плана
Каждый образец должностных обязанностей педагога-психолога включает в себя в обязательном порядке такой пункт, как разработка учебного плана. Это относится как к школьным учителям, так и к воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях.
Дело все в том, что никто кроме педагога-психолога не сможет правильно составить четкий план работы на год. При этом предварительно психолог должен познакомиться с родителями и будущими учениками. Это поможет ему составить рабочую программу с учетом особенностей своих подопечных. Честно говоря, данный пункт является крайне важным для профессионального роста преподавателя.
Инструктаж рядовых учителей
Каковы должностные обязанности педагога-психолога, помимо составления учебного плана на год? Как уже стало ясно, преподаватели данной категории считаются самыми настоящими профессионалами. Поэтому они в обязательном порядке должны проводить консультации и инструктаж (при надобности) для рядовых учителей.
Все это из-за того, что сейчас мало кто разбирается в детской психологии. Но без учета этой важной вещи нельзя проводить качественное воспитание и обучение. К детям, особенно к маленьким, постоянно приходится искать верный подход. Только вот обычный учитель вряд ли способен на такое действие. По этой самой причине и приходится прибегать к помощи психолога-педагога. Это очень распространенный вариант развития событий.
Предусмотрены такие должностные обязанности педагога-психолога в детском саду. Как правило, там старший воспитатель оказывает необходимое влияние на младшего. Также психолог направляет сотрудников и подсказывает некоторые приемы (психологические), которые помогут справиться даже с самым трудным и несносным ребенком.
Специальные рабочие программы
В должностные обязанности педагога-психолога в учреждении образования также входит еще один очень важный пункт. Это разработка специальных рабочих программ. Их называют коррекционными.
Далеко не каждый ребенок развивается со всеми одинаково. Иногда встречаются инвалиды и детки с какими-то отклонениями. Для их развития приходится придумывать специальные программы. Именно они помогут не отставать в развитии. Только вот обычный преподаватель не может правильно и верно сформировать такую рабочую программу.
Тогда на помощь приходит педагог-психолог. Именно он вместе с учителем или воспитателем (в редких случаях - самостоятельно) разрабатывает коррекционные программы для отстающих в развитии детей. Кстати говоря, такие сотрудники сейчас очень ценятся в элитных школах, где есть специальные классы для детей с замедленным развитием или какими-либо отклонениями.
Только вот на этом должностные обязанности педагога-психолога не заканчиваются. Если честно, то они очень схожи с задачами самого обычного учителя в образовательном учреждении. Но степень ответственности тут значительно выше. Разумеется, имеются отдельные обязанности, присущие только педагогу-психологу. Сейчас мы с вами с ними и познакомимся.
Родительские собрания
Должностные обязанности педагога-психолога в школе, например, включают в себя такой важный факт, как проведение родительских собраний. Конечно же, оказание своевременных консультаций мамам и папам детей относительно развития их ребенка, а также его поведения.
По правде говоря, обычно педагог-психолог в школах просто имеет должность "школьный психолог". Он, как правило, время от времени должен оценивать развитие детей и проводить консультации с родителями. На деле родительские собрания с участием психолога - явление крайне редкое. Обычно оно встречается в коррекционных классах, а также там, где учатся одаренные детки.
Как правило, психолог-педагог вызывает к себе родителей в частном порядке. Исключения также встречаются в детских садах, где такой сотрудник обычно рассказывает всем родителям о развитии их малышей досконально. Но и на этом обязанности подобного работника не заканчиваются. Их еще очень много. Взять, например, должностные обязанности педагога-психолога в детском саду. Обычно в качестве воспитателей нанимают именно тех кандидатов, кто имеет образование психолога. Это очень важно, если вы хотите устроиться работать в детский садик и занимать там более-менее высокую должность.
Мировоззрение и культура
Должностная инструкция педагога-психолога (особенно в дошкольных образовательных учреждениях) включает в себя также формирование культуры и мировоззрения у детей. Как уже было подмечено, это очень важно в детских садах, а также в начальной школе.
Далеко не каждый учитель и воспитатель сможет правильно повлиять на сознание ребенка, чтобы верно донести до него важную информацию о правилах и нормах поведения. Кроме того, мало кто сможет объяснить малышу, каковы истинные моральные ценности в мире. С этой задачей обязан справляться педагог-психолог.
Как правило, именно из-за данной особенности подобному работнику поручено составлять рабочую программу для детей на год. Конечно, обычный воспитатель или учитель также может попытаться правильно донести необходимую для детского развития информацию о ценностях и культуре. Только на практике у таких сотрудников это не так хорошо получается. Никто ведь не хочет потом разрабатывать новый план, чтобы перенаправлять детское сознание в нужное русло. Поэтому ответственность за мировоззрение и культурное развитие возложено на педагога-психолога.
Гармония
Считается, что должностные обязанности педагога-психолога включают в себя такой пункт, как создание гармоничной атмосферы для развития детей, а также поддержания учителей и прочих сотрудников образовательного учреждения в тонусе.
Благоприятная рабочая и учебная обстановка способствует хорошим показателям развития и прогресса в учреждении. И только психолог точно знает, как можно это обеспечить. Но это очень трудная задача. Ведь учитывать придется особенности всех личностей.
Поэтому над гармонией в учебных учреждениях, как правило, работает группа из нескольких педагогов-психологов. В детских садах - совместно с воспитателями. Обычно с данной задачей группа сотрудников справляется очень хорошо. Единственное, что может вызвать затруднение - это реализация плана по созданию гармоничной атмосферы, особенно если некоторые мероприятия должны проводиться во внеурочное время (с детьми), а также непосредственно на уроках в школах.
Диагностика и назначения
Честно говоря, должностные обязанности педагога-психолога включают в себя также диагностику и назначения разного характера, как правило, психологического. Ведь далеко не всегда дети способны справляться со своими эмоциями и проблемами возраста.
Тогда на помощь должен прийти педагог-психолог. Ведь именно он обязан выслушать ученика, провести анализ ситуации, а также высказать свое заключение относительно той или иной проблемы, разумеется, дать соответствующие консультации и рекомендации по поводу того, как исправить ситуацию.
Иными словами, педагог-психолог, как уже было сказано, в школах заменяет самого обычного психолога. То есть в его обязанности входит оказание помощи обратившимся ученикам и некоторым сотрудникам. Но на практике такое явление встречается крайне редко. Ведь зачастую люди просто предпочитают ходить к частным психологам. А подростки и школьники вовсе избегают таких людей.
Поддержка одаренных
Как бы странно это ни звучало, но педагог-психолог обязан оказывать моральную и эмоциональную поддержку одаренным детям. Разумеется, отстающим в развитии такая помощь также должна быть оказана. Только вот на практике, как правило, именно одаренным деткам уделяется больше внимания.
Дело все в том, что преуспевающие малыши и школьники со временем начинают воспринимать мир и все в нем происходящее несколько иначе, чем люди с обычным развитием. И на неудачи такие личности обычно реагируют более ярко и выраженно, нежели самый обычный человек. Особенно это заметно у школьников и детей дошкольного возраста. Тогда приходится прибегнуть к помощи педагога-психолога.
Вообще, основная задача такого сотрудника при работе с одаренными детьми - это показать им, что у всех случаются неудачи, которые придется воспринимать как должное. То есть научить особых малышей реагировать на свои провалы адекватно и сдержанно. Но с такой задачей способен справиться далеко не каждый.
В старшей школе
Должностные обязанности педагога-психолога ДОУ не столь разнообразны, как у точно такого же сотрудника в школе, особенно в старшей. Ведь на плечи педагога-психолога взваливается задача по профориентации учащихся. Речь идет о построении их карьеры.
Дело все в том, что в школах принято искать свое призвание уже с возраста приблизительно 14 лет. Именно это должно помочь определиться с будущей профессией. Но как правильно сделать выбор, учитывая все свои особенности? В этом помогают специальные тесты, разработанные педагогами-психологами.
Как правило, уже с 8 класса с некоторой периодичностью начинается сбор данных об учащихся посредством специализированного анкетирования. По итогам опроса психологи-педагоги оповещают школьников о подходящих им во всех планах профессиях. Особое внимание данным опросам уделяется в 9 и 11 классах. Как правило, итоги тестирования оказываются достоверными. Кроме того, они учитывают также все индивидуальные особенности личности.
Оценка развития
Есть и еще некоторые должностные обязанности педагога-психолога. Например, оценка степени развития детей. Как правило, данная задача очень важна для детсадовского возраста.
Педагог-психолог обязан следить за развитием малышей, а также оценивать степень их отсталости: психологической, эмоциональной, физической. По итогам своих исследований такой сотрудник в обязательном порядке должен оповестить родителей и других педагогов о разработке новой корректирующей программы для того или иного малыша. Помимо этого, такой сотрудник также оценивает и докладывает о развитии ребенка в социальной сфере. Если у малыша наблюдается, например, агрессия в адрес сверстников, то данное явление придется исправлять. И никто кроме хорошего педагога-психолога не сможет помочь родителям такого ребенка в воспитании.
На самом деле
Но как обстоят дела с этой должностью на самом деле? В действительности должностные обязанности педагога-психолога соблюдаются не так, как должны. К примеру, разработка коррекционных учебных планов, а также рабочей программы на год (как в школе, так и в детском саду). Эти программы не всегда разрабатываются - они скачиваются из интернета и редактируются. Иногда редактуре подлежит только имя разработчика, а также название учебного заведения, где будет реализовываться план.
Не все так радужно с созданием гармонии на рабочем и учебном месте. Современные педагоги-психологи этим не занимаются. Вообще, на практике должностные обязанности подобных сотрудников урезаны. Как правило, они ограничены обычным преподаванием предметов, а также проведением консультаций (с родителями) и тестированием детей для выбора профессии в выпускных классах. Как видите, должностные права и обязанности педагога-психолога очень разнообразны. И справиться с ними может только очень хороший сотрудник.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Трудовым кодексом РФ, на основе квалификационной характеристики педагога-психолога образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор школы
Белютина Е.Б.
" " ____________ 20__г.
Должностная инструкция
педагога-психолога
БОУ города Омска «Открытая (сменная)
общеобразовательная школа №13»
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Трудовым кодексом РФ, на основе квалификационной характеристики педагога-психолога образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.
1. Общие положения.
1.1. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором школы.
1.2. Педагог-психолог должен иметь высшее или среднее психологическое образование либо высшее или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору школы.
1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и законами российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья, профориентации, занятости и социальной защиты обучающихся (воспитанников); трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом), требованиями ФГОС нового поколения и рекомендациями по их реализации. Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Функции.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
2.1. психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе;
2.2. профилактика возникновения социальной дезадаптации;
2.3. оказание психологической, коррекционной помощи обучающимся и другим участникам образовательного процесса;
3. Должностные обязанности.
Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения;
3.2. содействует охране прав обучающихся в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации;
3.3. способствует гармонизации и стабилизации микроклимата школы и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
3.4. определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, и принимает меры по оказанию им различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);
3.5. проводит индивидуальную работу с обучающимися «группы риска», определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию; анализирует проблемы в рамках своей компетенции.
3.6 проводит работу с обучающимися, состоящими на профилактических учётах (анализ причин совершения правонарушений, изучение личности обучающихся, совершивших правонарушение, разработка рекомендаций для педагогов по социализации обучающихся, участие в разработке программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения, оказание консультативной индивидуальной помощи в конкретной ситуации).
3.7. проводит консультации для обучающихся, родителей (законных представителей), педагогического коллектива с целью решения конкретных психолого-педагогических проблем;
3.8. проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
3.9. опирается во всех видах своей деятельности на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий;
3.10. составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся;
3.11. ведет документацию по установленной форме и использует ее исключительно в профессиональных целях;
3.12. участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям ФГОС;
3.13. способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;
3.14. участвует в формировании психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуру полового воспитания;
3.15. консультирует работников школы по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);
3.16. участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);
3.17. знает приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т.п.;
3.18. выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
3.19. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;
3.20. соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;
3.21. выполняет правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
4. Права
Педагог-психолог имеет право:
4.1. самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с обучающимися, их родителями и педагогами, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;
4.2. отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для их успешного выполнения;
4.3. обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах ребенка;
4.4. знакомиться с проектами решений руководства школы, касающимися его деятельности;
4.7. повышать квалификацию, аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
4.8. защищать свою профессиональную честь и достоинство.
5. Ответственность.
В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-психолог несет ответственность:
5.1. за жизнь и здоровье обучающихся во время индивидуальных и групповых консультаций и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся во время проведения подобных мероприятий;
5.2. за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией.
5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Педагог-психолог:
6.1. работает по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утвержденному директором школы;
6.2. планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности по окончании учебного года;
6.4. получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера;
6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими и медицинскими работниками школы, родителями (законными представителями) обучающихся.
С должностной инструкцией ознакомлена
Должностные обязанности
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА .
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Педагог-психолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности руководителем государственного образовательного учреждения.
1.2. На должность педагога-психолога 1-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога 2-й категории не менее 2 лет; на должность
педагога-психолога 2-й категории - лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 2 лет, на должность психолога - лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование, без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Педагог-психолог подчиняется непосредственно руководителю ДОУ, а в рамка психолого-педагогической службы -ее руководителю.
1.4. Педагог-психолог, является сотрудником службы и работает в ней на междисциплинарной основе.
1.5. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется:
Конституцией РФ;
Декларацией прав и свобод человека;
Законом РФ «Об образовании»;
Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
Решениями Правительства Российской Федерации;
Типовым положением о детских дошкольных учреждения;
Уставом ДОУ;
1.6. Педагог-психолог должен знать:
Закон РФ «Об образовании»;
Конвенцию ООН о правах ребенка;
Основы дошкольной педагогики и психологии, социальной
психологии;
Современные методы и приемы по оказанию различных видов психологической помощи ;
Базисную программу воспитания детей;
Нормативные документы в рамках компетенции и инструкцию по охране жизни и здоровья детей.
4.2. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.3. Устанавливать от имени ДОУ деловые контакты с лицами и организациями, работающими в данном направлении.
4.4. Проводить диагностику детей, связанную с определением уровня психического развития и с подготовкой их к школе.
4.5. Давать рекомендации по решению проблем психолого-
педагогической службы и воспитательно-образовательной работы педагогов.
4.6. Требовать от руководства дошкольным учреждением
оказания содействия в исполнении своих должностных
обязанностей и прав.
4.7. Повышать свою квалификацию.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без
уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений руководителя ДОУ и руководителя психолого-педагогической службы, иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленной должностной инструкции , в том числе за неисполнение предоставленных прав. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение,
5.2. За применение, в том числе однократное, методов вое питания, связанных с психологическим и физическим насилием над личностью воспитанников, В данном еду случае педагог-психолог может быть освобожден ох должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании» и увольнение не является мерой дисциплинарной ответственности .
6.6.Информирует руководителя ППС и руководителя ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
6.7.Передает руководителям информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах.