Строительный портал - NikolskyAdm

Что было создано на заре человечества. Николас Уэйд На заре человечества: Неизвестная история наших предков

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НА ЗАРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Работа ученика 4а класса, ГБОУ СОШ № 491 Краснокутского Александра Санкт-Петербург

КОГДА ПОЯВИЛИСЬ ДРЕВНИЕ ЛЮДИ Первобытные люди появились на Земле около 2 миллионов лет назад

ГРУППЫ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ В суровых и опасных условиях в те времена невозможно было выжить в одиночку, и первобытные люди жили небольшими группами. У каждого человека были свои обязанности и права, вся добытая еда была общей, люди вместе защищались от хищников, вместе решали спорные вопросы.

ПЕРВЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА Первые орудия труда (острый камень и палка) помогали улучшать нелегкий быт: с помощью камня можно было разделывать убитую добычу, а заостренная палка применялась на охоте, и ей можно было выкапывать корешки.

ПРОПИТАНИЕ Вопрос пропитания стоял всегда очень остро, люди зависели от природы. Ведь при засухе нельзя найти ягод, а пожары могут отогнать от стоянок всех животных. Древний человек часто менял место обитания, племя переходило с места на место в поисках еды. Первобытные люди старались устраивать стоянки поближе к воде, ведь так проще нападать на стада животных, пришедших на водопой.

ПРОЖИВАНИЕ С помощью примитивных орудий труда еще невозможно было построить жилище самостоятельно, поэтому древние люди выбирали уже созданные природой – пещеры и ущелья. От сырости в пещерах не спасал даже огонь, прирученный человеком и заботливо охраняемый днем и ночью. Но, несмотря на такие сложные условия жизни, древние люди болели гораздо меньше, чем наши современники.

УВАЖЕНИЕ Чтобы вместе охотиться защищаться от хищников, люди жили племенами. Внутри каждого племени складывались определённые обычаи и правила поведения. Люди стали заботиться о детях, не обижали слабых. Так были заложены первые нормы морали-основы человеческого общества. Однако на членов других племён эти нормы не распространялись.

РАЗУМ С тех пор как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества. Общественный опыт стал главным условием развития человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "На заре человечества" 4 класс

Данная презентация разработана для учащихся начальной школы и была представлена в рамках общешкольной недели истории....

Клуб "Ключ и Заря". Работа с фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама».

Аудиторное (4 часа) практическое занятие, игра. Работа в Музейном Доме. Работа с фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама». Чтение слов по слогам. Звукоподражание....

Но, несмотря на обладание всей необходимой нейрологической базой для речи, обезьяны начисто лишены способности транслировать мысли в какое-то подобие человеческого языка.

У некоторых видов приматов существуют довольно проработанные системы коммуникации. Например, у гелад есть 22 вида призывов, а у горилл задокументировано около 30 жестовых сигналов. Одна из самых изученных сигнальных систем у животных – репертуар тревожных криков, издаваемых зелеными мартышками, обитающими в Восточной Африке. Жизнь этих обезьян полна опасностей, им постоянно угрожают орлы, леопарды и змеи, и для каждой из угроз мартышки используют свой сигнал тревоги. В ответ на предъявляемые им записи того или иного крика обезьяны сразу вскидывают взгляд на небо, высматривая орла, или смотрят вниз в поисках змеи, или прыгают в кусты, заслышав предупреждение о леопарде.

Интересная параллель с человеческим языком: базовый механизм этой сигнальной системы у мартышек, судя по всему, врожденный, но отлаживается в процессе обучения. Детеныши зеленых мартышек испускают «орлиный» крик в ответ на любые объекты, движущиеся в небе, включая падающие листья, а повзрослев, используют его лишь при виде орла, особенно – боевого орла, но пропускают нехищных птиц, например стервятников.

Можно было бы предположить, что мартышки таким образом придумали слова для обозначения орла, змеи и леопарда, но на деле ситуация иная. Мартышка не может составить два сигнала, чтобы сообщить, что, по ее мнению, «орлы опаснее леопардов». Эти сигналы используются только как тревожная сирена, предупреждающая: «Прячьтесь, в небе орел!» или «Бегите – леопард!»

Мало того, что у животных нет звуковых сочетаний, точно связанных с понятиями, им также недоступен синтаксис. Так, обезьяны капуцины, судя по всему, придерживаются строгого порядка в голосовых сигналах (т. е. клич A испускается перед кличами B и C, но не повторяется после них), но значение таких последовательностей, если оно есть, пока ученым не ясно. Люди упорно пытались научить говорить шимпанзе. Сначала обезьян учили издавать звуки похожие на человеческие. Затем, поняв, что их голосовой аппарат к этому не способен, ученые попробовали язык жестов. Шимпанзе могут выучить немалое число знаков: 125 – по данным занимавшихся с ними педагогов, 25 – по оценкам скептиков, но нет никаких убедительных свидетельств, что они выстраивают эти знаки в какие-то последовательности, чтобы получить новый смысл, а именно в этом и состоит суть человеческого языка. Типичные фразы Нима Чимпски, самца шимпанзе, обученного Гербертом Террейсом из Колумбийского университета, были: «Я банан ты банан ты я дать» и «Дать апельсин я дать есть апельсин я есть апельсин дать я есть апельсин дать я ты». «Способность шимпанзе освоить хоть какие-то основы грамматики оказалась почти нулевой», – заключает Стивен Пинкер из Гарвардского университета.

И все же принцип эволюционного конструирования – непрерывность, и значит, в мозгу млекопитающих должны быть какие-то нейронные сети, которые приспособились генерировать комбинаторные системы грамматики и лексики так же, как ухо млекопитающих приспособилось воспринимать человеческую речь, а голосовой аппарат млекопитающих – ее производить. Недавно необычная команда ученых – этологи Марк Хаузер и Текумзе Фитч совместно с лингвистом Ноамом Хомски – выдвинула гипотезу о том, что человеческая способность строить высказывание эволюционировала из мозговой структуры, у животных отвечающей за другие функции, такие как навигация. Авторы гипотезы считают основополагающим свойством языкового мышления рекурсию, т. е. способность вкладывать одно высказывание внутрь другого, выстраивая сколь угодно длинные цепочки. Рекурсия также может быть полезна и для других способностей, например для навигации, когда животному требуется запомнить путь от A до D с отклонениями к B и C на случай, если дорога непрямая. Если бы гены, кодирующие навигационный модуль мозга, случайно продублировались, то лишний набор мог бы, эволюционируя, принять на себя функцию кодирования картины мира в язык.

Природа языка

Многие считают, что мышление невозможно без языка, что язык и мышление, по сути, одно. Другие отождествляют язык с речью. С точки зрения лингвистики оба утверждения ложны. У животных встречаются довольно сложные мыслительные процессы: шимпанзе, несомненно, знают статусы всех членов своего сообщества и понимают, кого можно привлечь в союзники, но не могут облечь эти смыслы в слова. А речь – лишь одна из форм бытования языка, который также может быть письменным или жестовым, как язык глухонемых. Лингвисты считают такого рода знаковые системы полноценными языками и обнаруживают у них те же свойства, что и у звучащих языков, включая сюда настоящий синтаксис и набор грамматических правил.

С точки зрения лингвистики язык – это не речь, а система передачи смыслов материальными знаками, обычно звуками речи или письмом. Эту передачу мозг осуществляет, как бы пользуясь двумя взаимодополняющими комбинаторными системами, одна из которых производит лексику, другая синтаксис.

Комбинаторная система лексики – это остроумное решение непростой задачи. Многие виды животных общаются при помощи некоторого набора сигналов, обладающих определенными значениями. Если бы человеческий язык был построен по тому же принципу, то сигналов было бы так много, что после энного по счету они становились бы все менее различимыми, сливаясь в однообразную массу. Но естественный отбор нашел способ справиться с бесконечным разнообразием смыслов, построив весь словарь из короткого набора отдельных звуковых «кубиков». Эти кубики могут складываться в бесконечное число комбинаций, а комбинациям произвольно присваиваются значения, чтобы получились слова. Эта система называется комбинаторной, потому что производство слов представляет собой комбинирование блоков-элементов.

Где и когда, при каких обстоятельствах началась история человечества? Эти вопросы интересуют каждого.

Начало правильному, научному объяснению происхождения человека было положено около ста лет назад. Много сил затратили ученые, чтобы развеять религиозный миф о сотворении человека богом и доказать, что люди на ранней ступени развития выделились из животного мира.

Предками людей были человекообразные обезьяны, которые существенно отличались от других животных и от современных обезьян: они ходили на двух ногах и, добывая пищу, пользовались камнями и палками - выкапывали ими съедобные коренья, убивали птиц и мелких животных. Употребление палок и камней давало этим предкам человека большое преимущество в борьбе за существование. Им уже не был так страшен самый лютый враг животных - голод; они успешно боролись и с другим врагом - хищниками, потому что жили не в одиночку, а небольшими группами - стадами - и всегда были готовы прийти на помощь ДРУГ другу. Такая взаимопомощь была для них жизненно необходимой. Благодаря употреблению палок и камней и взаимной поддержке предки человека, или предлюди, как называют их ученые, становились все многочисленнее и сильнее. В конце концов они стали главенствовать в животном мире.

Жизнь в среде «себе подобных» имела и другие важные последствия. Совместная деятельность вызывала у предлюдей потребность общаться друг с другом при помощи выразительных жестов, мимики, гортанных звуков. Это требовало сосредоточенной и напряженной работы головного мозга.

Когда же предки человека стали людьми?

Ученые так отвечают на этот вопрос: когда они начали изготовлять орудия из камня и труд стал основным условием их жизни. С этого момента и возникло человечество.

Древнейшие люди, которых ученые назвали обезьянолюдьми, жили в Европе, Азии и Африке. Из обезьянолюдей достаточно хорошо изучены питекантропы с острова Ява и синантропы из Китая. По костным остаткам и орудиям труда обезьянолюдей можно многое узнать об их жизни.

Заглянем на минутку в пещеру синантропов, побываем «в гостях» у древнейших представителей человечества, уже изготовлявших каменные орудия и пользовавшихся огнем.

Почти у самого входа, как бы сторожа его, сидит на камне мужчина постарше других, прикорнувших у огня. В левой руке на полураскрытой ладони он держит еще не обработанный камень, в правой - тоже камень со следами ударов. Мастер как бы пронизывает взглядом камень, лежащий в левой руке, стараясь наметить форму будущего орудия. Он ставит перед собой задачу - убрать лишние выступы и заострить край: ведь этим камнем придется вырубать дубину, разделывать звериную тушу, выкапывать съедобные коренья. Около мастера лежат уже готовые орудия - небольшие кремни со слабыми следами искусственной доработки природной формы. Но есть здесь орудия и побольше - это своеобразные топоры: топорищем к ним служила рука.

Рядом с мастером вертятся дети. Они заглядывают ему в глаза, подают то один, то другой камень, стараясь понять, чего он добивается.

У древнейших людей, заимствовавших друг у друга опыт, повседневно упражнявших мозг и руки, постепенно развивались новые черты приспособленности к труду. Изменялось строение мозга, руки, органов чувств, менялся наклон лица, увеличивая поле зрения для глаз. Труд изменял физический тип человека и развивал способность мозга к мышлению.

В процессе труда устанавливались и взаимоотношения людей. Более опытные в изготовлении орудий и наиболее искусные в их применении становились «мастерами» и вожаками. Одновременно намечалось разделение труда между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми. Наиболее полезным членом общества все чаще оказывался не самый сильный, а наиболее сообразительный и инициативный труженик.

Древнейшие люди - питекантропы, синантропы и даже их потомки неандертальцы - еще сильно напоминали своих предков - обезьян. Жили они стадами. Это было первобытное человеческое стадо, отношения между его членами строились на взаимопомощи, покровительстве слабым, заботе о малышах.

Но чем сложнее становилась трудовая деятельность людей, тем дальше уходили они от обезьян и по своему физическому типу, и по умственным способностям, и по характеру взаимоотношений. У людей постепенно формировалась словесная, или членораздельная, речь.

К концу эпохи древнекаменного века - палеолита, - первого и самого продолжительного периода в истории человечества (он длился около 800 тыс. лет) - у людей усовершенствовалась прямая походка, руки в процессе труда уже могли выполнять сложные и точные движения. Люди стали объединяться в более организованные группы, чем первобытное стадо. Так появился род.

Род - это прежде всего группа людей, связанных тесным кровным родством. Род - это также и единая хозяйственная организация. Члены рода совместно добывали и делили на равных началах пищу. По существу у родича не было ничего своего - все принадлежало родовой общине, хотя оружие, одежда и украшения находились в его личном пользовании. Земля и охотничья территория принадлежали общине, своих постоянных владений у членов общины не было.

Зачем понадобилось такое обобществление? Оно не придумано людьми, а сложилось само собой в те далекие времена, когда люди были еще беззащитны перед лицом природы, которая угрожала им голодом, холодом, страшными зверями, стихийными бедствиями. Что сталось бы с людьми, если бы они захотели жить каждый по-своему? Они бы погибли. Люди были сильны благодаря коллективному труду и полному равенству. Все, чем пользовался член рода, принадлежало общине, все, что он добывал, шло в общий «котел», но зато и все, чем располагал род, было к его услугам.

Тех, кто нарушал исстари сложившиеся обычаи, укрощали силой, а непокорных изгоняли. В те времена это было равносильно смертному приговору. «Один за всех, и все за одного» - было законом жизни, и нарушивший этот закон погибал.

Время образования родового общества ученые обычно связывают с появлением людей, имевших большое сходство с современными. Этих людей принято называть кроманьонцами- по месту первой находки их костных остатков во Франции, в пещере близ деревни Кро-Маньон. Их также называют «людьми позднего палеолита».

Родовая община - это уже настоящее человеческое общество.

Каждый член родовой общины принимал посильное участие в труде всего коллектива. Археологи нашли много самых разнообразных каменных орудий, изготовленных при помощи новых, более совершенных технических приемов. Отсюда сделали вывод, что у кроманьонцев началось уже разделение труда по специальности. В это время наряду с каменными появились и костяные орудия.

Пищу добывали в основном охотой. Она обеспечивала людей также одеждой, а кости животных иногда служили топливом. Охотой обычно занималось большинство членов рода. О высоком уровне их искусства говорит многочисленное оружие для добывания зверя и рыбы, в том числе костяные гарпуны и крючки.

Среди орудий труда найдены костяные иглы с ушками, шила, маленькие ножички. Значит, кроманьонцы умели уже искусно шить одежду, выделывать шкуры и кожи.

Наконец, само обилие и разнообразие оружия и орудий говорит о том, что были люди, специально занимавшиеся их изготовлением. Кроманьонцы жили обычно не в пещерах, а в шатрах из кож, подобных вигвамам индейцев, или в землянках. Очевидно, среди них были и строители этих своеобразных «домов».

Велика роль женщины в жизни древних родов. Мать и хозяйка, она кормила всех в дни ненастья и неудачной охоты заготовленной впрок пищей, особенно плодами и кореньями; шила одежду, хранила огонь и имущество рода; растила детей и ухаживала за больными и стариками.

Нередко плечом к плечу с мужьями и братьями женщины шли добивать загнанного в ловушку мамонта или вступали в смертельную схватку со свирепыми хищниками, иногда нападавшими на жилища людей.

При раскопках были найдены фигурки женщин, вырезанные из кости. Этими фигурками - их ученые назвали «кроманьонскими Венерами» - древние люди выражали, возможно, особое уважение к прародительнице рода. В те времена родство считалось только по женской линии.

Изучив «план» кроманьонского жилища, в котором жил весь род, ученые узнали, что родовая община делилась на семьи, каждая ютилась вокруг своего «семейного» очага. В больших родах было до десяти и более семей. Трудно сказать, кто правил родом. Но, изучая жизнь современных нам народов, сохранивших пережитки родового строя, ученые пришли к выводу, что главой рода был старый, вероятно, самый опытный и энергичный человек.

О сравнительно высоком уровне мышления кроманьонцев свидетельствуют образцы их искусства: рисунки и скульптура из кости и камня, изображающие обычно животных. В длинных извилистых лабиринтах пещер, как бы хоронясь от постороннего взгляда, при свете факелов художники расписывали каменные стены фигурами животных. Вероятно, это были «магические» изображения: здесь колдуны рода творили заклинания над изображением живой «пищи», чтобы охота была удачной. Быть может, здесь же происходило посвящение юношей в охотники и собирались советы старейших по особо важным делам. Не исключено, что в этих пещерах хранилась пища и укрывались люди при нашествии врагов.

Преданность родичам проявлялась в отношении к умершим. Тела их не бросали на растерзание птицам и зверям, а хоронили в пещерах, засыпая вход камнями, или прямо в земле, если смерть настигала охотника в поле.

Высшего развития родовой строй достиг в новом каменном веке - неолите. Неолит отделен от палеолита «переходным» периодом - мезолитом (по-гречески «мезос» - средний, промежуточный). В это время усиливается процесс расселения человечества по Земле. Через Берингов пролив люди проникли в Америку. Под влиянием разных условий жизни появились различия физических типов людей, которые ученые называют расовыми (см. ст. «Происхождение рас «).

Хотя дальнейшая судьба «поселенцев» во многом определялась климатом и составом растительного и животного мира, они успешно приспосабливались с помощью самого мощного «орудия» - труда - к жизни в непривычной для них среде. Преодолеть любые трудности людям помогало то, что жили они сплоченной родовой общиной. Постепенно все материки, кроме Антарктического, стали обитаемы.

В мезолите развилась особая техника выделки каменных орудий-микролитов. Тонкие ножевидные кремневые пластинки раскалывали на кусочки в форме треугольников и трапеций. Микролиты использовались как наконечники стрел и лезвия режущих орудий.

Мезолит считают временем изобретения лука и стрел. Это было выдающимся техническим достижением. Охотиться стало намного легче, и охота приносила больше добычи.

Там, где охота не могла прокормить разросшийся род, развились новые способы добывания пищи - земледелие и скотоводство. Одновременно шагнула вперед и техника изготовления каменных орудий - топоров, долот, наконечников копий. Камень стали шлифовать, пилить, сверлить. Возникло гончарное мастерство: начали лепить глиняную посуду. Время развития новых технических приемов обработки камня ученые назвали новым каменным веком - неолитом.

В отличие от кроманьонцев, часто менявших места охотничьих стоянок, в неолите люди стали жить оседло, в родовых селениях. Это способствовало развитию земледелия и скотоводства. Появились также и кочевники-скотоводы, кочевавшие целыми родами с места на место в поисках лучших пастбищ.

Как же люди перешли к занятию земледелием?

Еще в очень далекие времена древние люди не могли обеспечить себя круглый год мясной пищей и занимались сбором кореньев и плодов. Сменилось много поколений, постепенно развивалось человеческое сознание. Люди стали замечать сезонность в созревании плодов и злаков, места скопления плодоносящих деревьев, кустарников и трав.

Со временем люди заметили, что из семени, попавшего в землю, вырастают новые травы и деревья. Они догадались, что, зарывая семена в землю, можно получать урожай. Так, шаг за шагом люди дошли до примитивного земледелия: рыхлили землю мотыгой и бросали в нее семена.

Сначала земледелие развивалось по берегам полноводных рек и в орошаемых горными потоками предгорьях, где мягкую плодородную почву можно было обрабатывать самыми примитивными орудиями. Позже земледелием стали заниматься и в лесных областях.

Приручать животных люди начали раньше, чем заниматься земледелием.

В мезолите человек приручил собаку, позже и других животных. Вначале их держали при себе как живые запасы пищи. Убив на охоте матку, детенышей брали живьем, выращивали их и съедали, когда охота становилась менее добычливой. Со временем люди увидели, что животные привыкают к ним и даже размножаются в неволе. Рожденные в неволе телята, ягнята и козлята становились совсем домашними, и их можно было пасти вблизи от селения, перегоняя с места на место. Домашние животные давали людям не только мясо, но и молоко, из которого можно было получать сыр и масло, из шкур изготовляли одежду, шкурами покрывали жилища.

Для прирученных животных нужно было заготовлять корм на зиму, приходилось увеличивать пашни, чтобы прокормить и людей, и животных. Потребовалась дополнительная рабочая сила, и люди стали использовать животных для обработки полей. Изобрели упряжь и плуг. Хлебопашество и скотоводство стали развиваться, как бы помогая друг другу.

Между племенами издавна существовал обмен разными продуктами и изделиями: оружием, посудой, украшениями. Теперь появилась возможность обменивать в большом количестве излишки продуктов земледелия и скотоводства. Обмен стал источником обогащения общинного хозяйства. Чтобы получить больше излишков, люди начали увеличивать стада и запахивать все новые земли. Понадобились хозяйственные постройки, инвентарь, посуда для хранения запасов пищи, оружие для охраны большого родового селения. Особенно быстро стал развиваться рыбный промысел, и потребовались сети, грузила, поплавки, веревки. Снаряжение охотников пополнили капканы, самострелы, силки. Стали выделяться группы людей и даже целые семьи, которые снабжали общину различными видами изделий. Так возникло ремесло.

Роды богатели, разрастались, расширялась территория общинных земель и угодий. Далеко вперед продвинулась техника обработки камня - шлифование, пиление и сверление. Орудия стали более совершенными, и труда на их изготовление затрачивалось теперь гораздо меньше.

Развилось и гончарное ремесло. Много ли глиняной посуды можно было вылепить от руки, да и получалась она неказистая. С изобретением гончарного круга, который вращали ногами, из-под рук мастеров стало появляться множество тонкостенных стройных кувшинов, разнообразных блюд, огромных сосудов для хранения запасов. Готовые изделия стали украшать скульптурным и расписным орнаментом. Люди научились изготовлять ткани из растительных волокон, и более удобная матерчатая одежда стала вытеснять звериные шкуры. Научились делать и шерстяную одежду, войлок для подстилок и стен передвижных жилищ - кибиток.

Развитие земледелия, скотоводства, ремесел, обмен излишками-все это улучшило и облегчило жизнь людей. Но вместе с тем изменились и отношения между членами рода. Теперь каждая семья могла производить достаточно продуктов, чтобы существовать самостоятельно, и родственные связи между отдельными семьями ослабли. У каждой семьи появилась своя собственность, независимая от общинной. Земледельцы стали присваивать себе урожай с полей, которые из поколения в поколение обрабатывались их семьями; скотоводы оставляли себе выращенных животных; ремесленники сами распоряжались изготовленными вещами. Более сильные, многочисленные семьи притесняли и обделяли более слабые, что приводило к имущественному неравенству. Появились бедные и богатые семьи. Особенно выделялась родовая «старшина», образовавшаяся из потомков влиятельных членов рода - старейшин, главных охотников, предводителей. К имуществу, уже накопленному дедами и отцами, присоединялось все новое в виде «львиной доли» общественного дохода и военной добычи - рабов, скота, оружия, захваченных при набегах на соседние племена. Земля, скот, общественное хозяйство в целом хотя и считались по-прежнему общими, на самом же деле ими распоряжались немногие - вожди, старейшины и их родичи. Так постепенно появилась частная собственность. Особенно возросла роль мужчины, хозяина, владельца имущества, ставшего теперь полновластным главой семьи. Женщина стала целиком зависеть от мужа и отца.

В более древние времена пленников, захваченных при вооруженных столкновениях между племенами, убивали. Держать их было невыгодно, так как пищи не хватало и кормить лишние рты было нечем. Но когда хозяйство общины выросло, появились излишки продуктов, а рабочих рук недоставало, и пленников стали сохранять, превращать в даровую рабочую силу. Так возникло рабство. Развитие рабовладения особенно ускорилось с распространением металлов.

Вначале металлические изделия были предметами роскоши. Из металла делалось оружие знатных и богатых членов рода, украшения для женщин, знаки отличия военачальников и старейшин. Но все чаще дымились примитивные «домны» и раздавался стук молотов у пылающих горнов, все быстрее металлы вытесняли камень.

Бронзовые мечи и медные доспехи появились и у простых воинов. Железные стрелы легче поражали противника. Войны приносили все больше рабов.

Металл произвел революцию в производстве. Острым лемехом было намного легче взрезать пласты земли, а металлическим резцом - обрабатывать древесину и камень. Металлические инструменты как бы удесятеряли силу рук.

Постепенно каменный век сменился веком металла - меди, бронзы, железа. Менялась техника, совершенствовалось производство, улучшалось качество и росло многообразие изделий. Увеличивались потребности рабовладельцев, и они стремились получать больше доходов, все шире и шире используя труд рабов. Среди рабов появились охотники, ремесленники.

С развитием рабовладения и ростом частной собственности родовая община распадалась. Появились классы - рабовладельцев и рабов. Первым принадлежало все имущество, в том числе и рабы. Рабы же не владели ничем и были лишены права даже иметь семью. Раба можно было убить, обменять, подарить, он был «вещью» в хозяйстве своего господина. Но и среди свободных тоже не было равенства, как мы уже говорили. Шаг за шагом на смену доклассовому обществу шел новый, рабовладельческий общественный строй.

Итак, сделаем вывод.

История человечества - это история развития его трудовой деятельности. Труд создал человека. Коллективный труд стал законом жизни людей, которые не могли бы в одиночку бороться с суровой природой. Именно в труде сформировался первобытнообщинный строй - первая, наиболее простая форма общественных отношений. Благодаря труду развилась техника, улучшились условия жизни людей. Но вместе с тем изменились отношения между людьми, появились классы и государство, началась классовая борьба эксплуатируемых против эксплуататоров, которая заполнила собой, всю историю человечества до эпохи социализма.

Законы общественного развития одинаковы для всех стран и народов, но условия жизни иногда ускоряют, а иногда и замедляют это развитие, и поэтому общинно-родовой строй сохранялся у некоторых народов до недавнего времени. Это дало возможность ученым проследить все фазы развития и распада родовой общины, пользуясь не только археологическими памятниками, но и прямыми наблюдениями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Открытый урок по окружающему миру в 4г классе

Желаева Н.Ю.

Т ема: На заре человечества

Цель: - рассмотреть этапы становления человека разумного и характерные для него признаки (отличия).

Оборудование: презентация, иллюстрации из жизни первобытных людей, мягкие игрушки (обезьянки).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний.

Слайд 1: Наши предки, ваши предки

На одной качались ветке…..Б.Заходер

О ком идёт речь? (человекоподобные обезьяны )

Какую тему изучали на прошлом уроке? (изучали сходства и различия человекоподобных обезьян и современных людей)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

Слайд 2:

К нам в гости пришли три весёлые обезьянки.

Слайд 3: первая обезьянка хочет проверить ваше домашнее задание!

(выполнение теста на листочках + взаимопроверка) Слайд 4.

Слайд 4: вторая обезьянка принесла нам кроссворд. (вместе решаем кроссворд – фронтальная работа) В результате решения кроссворда открываем слово «человек» и делаем вывод о том, что сегодня на уроке речь будет идти уже не об обезьянах, а о человеке.

ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы.

Слайд 5:

Прочитайте диалог на с. 62. Какие мнения высказали наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

Могут ли от современных обезьян произойти люди?

Попробуйте предположить, как происходило формирование человека (выскажите гипотезы). (Совместное поселение, совместная охота, общение, изготовление орудий труда, использование огня – всё это могло повлиять на формирование человека.)

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

Какие из окружающих тебя вещей (часы, телефон, магнитофон, телевизор, компьютер и т.п.) были знакомы твоей маме и бабушке, когда они были маленькими?

Какие давние события из жизни твоей страны тебе известны?

Почему современного человека называют разумным? В чём проявляется его разумность?

Отвечают на вопросы .

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Происхождение и развитие человека разумного.

ΙV. Совместное открытие знаний.

Слайды 6, 7, 8:+Работа в учебнике.

На машине времени отправляемся на экскурсию в прошлое Земли. Мы в Африке. Опишите климат, расскажите, что нас там окружает. (В Африке климат жаркий, сухой. Большая часть территории – пустыня, много открытых пространств.)

Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу? Воспользуйтесь рисунком на с. 63. (Совместному проживанию, общению, использованию огня, изготовлению орудий труда.)

В каком виде использовалась добытая пища? Подвергалась ли она какой-то обработке? (Вначале люди ели всё в сыром виде, а после того как научились пользоваться огнём, пищу стали готовить – запекать, жарить и т.п.)

Выполнение заданий на с. 63. Вопросы для обсуждения:

Почему древние люди охотились сообща?

Как они готовились к охоте?

Как договаривались о совместных действиях (существовала ли речь, письменность)?

Выполняют задания.

Кто заботился о детях?

Как вы считаете, те времена были трудными? Почему? Рассмотрите рисунки на с. 64, выполните задание к ним. (Да, это было трудное время. Людям постоянно угрожала опасность: дикие звери, изменения в природе, другие люди, враждебно

настроенные.)

Вопросы для обсуждения:

Могла ли семья выжить в одиночку? Что такое племя? (Семьи объединялись в племена. Племя основывалось на родственных отношениях, ведь проще сообща было организовать охоту, защиту от хищников и врагов.)

Что должны были предпринять племена, чтобы жить в мире и согласии? (Нужно было позаботиться о том, чтобы сохранить имеющийся опыт и передать его новым поколениям. Зародилась культура. Внутри племени складывались обычаи и правила поведения – мораль. Но эти правила распространялись только

на своих.)

Всё ли люди могли объяснить? (Нет, не всё. Что люди не могли постичь разумом, они объясняли волей богов. Зародилась религия.)

Каково было основное занятие древних людей? (Охота и собирательство растений.)

Что бы вы посоветовали древним людям для облегчения жизни (в плане добычи пищи)?

Надо одомашнить животных и вывести культурные растения. Тогда человек не будет полностью зависеть от природы.

Как мы можем узнать о том, что было раньше (10 лет назад, 100 лет и т.д.)?

Слайды 9, 10, 11:

Древние люди жили в Африке, но расселились по всему свету. Они умели пользоваться огнём, жили сообща. Возникли культура, мораль, религия (рассказ учителя ).

Что помогло древним людям заселить более холодные части планеты?

Использование тёплых шкур, другой одежды, постройка жилищ.

А ещё им помог приобретённый опыт.

Как мы ответим на вопрос урока? Могут ли из современных обезьян произойти люди?

Сейчас уже нет. Условия жизни изменились. Земля заселена человечеством. Да и сам человек когда-то произошёл от других человекообразных обезьян, а не от тех, которые живут сегодня.

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 65. Отвечают на вопросы .

2. Задания в рабочей тетради (работа в парах)

(два-три на выбор ).

Выполняют задания.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

VI. Домашнее задание.

Чтение учебника (тема 15). Подготовить рассказ о том, как люди расселялись по планете и одомашнивали животных.

VII. Итог урока.

Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что является главным условием исторического развития человека?



Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

– Прочитайте диалог на с. 62. Какие мнения высказали наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

Могут ли от современных обезьян произойти люди?

– Попробуйте предположить, как происходило формирование человека (выскажите гипотезы). (Совместное поселение, совместная охота, общение, изготовление орудий труда, использование огня – всё это могло повлиять на формирование человека.)

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

– Какие из окружающих тебя вещей (часы, телефон, магнитофон, телевизор, компьютер и т.п.) были знакомы твоей маме и бабушке, когда они были маленькими?

– Какие давние события из жизни твоей страны тебе известны?

– Почему современного человека называют разумным? В чём проявляется его разумность?

Отвечают на вопросы .

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Происхождение человека .

Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

–Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний

Работа в учебнике.

– На машине времени отправляемся на экскурсию в прошлое Земли. Мы в Африке. Опишите климат, расскажите, что нас там окружает. (В Африке климат жаркий, сухой. Большая часть территории – пустыня, много открытых пространств.)

– Чему должны были научиться первые люди, чтобы добывать себе пищу? Воспользуйтесь рисунком на с. 63. (Совместному проживанию, общению, использованию огня, изготовлению орудий труда.)

– В каком виде использовалась добытая пища? Подвергалась ли она какой-то обработке? (Вначале люди ели всё в сыром виде, а после того как научились пользоваться огнём, пищу стали готовить – запекать, жарить и т.п.)

Выполнение заданий на с. 63. Вопросы для обсуждения:

– Почему древние люди охотились сообща?

– Как они готовились к охоте?

– Как договаривались о совместных действиях (существовала ли речь, письменность)?

Выполняют задания.

– Кто заботился о детях?

– Как вы считаете, те времена были трудными? Почему? Рассмотрите рисунки на с. 64, выполните задание к ним. (Да, это было трудное время. Людям постоянно угрожала опасность: дикие звери, изменения в природе, другие люди, враждебно

настроенные.)

Вопросы для обсуждения:

– Могла ли семья выжить в одиночку? Что такое племя? (Семьи объединялись в племена. Племя основывалось на родственных отношениях, ведь проще сообща было организовать охоту, защиту от хищников и врагов.)

– Что должны были предпринять племена, чтобы жить в мире и согласии? (Нужно было позаботиться о том, чтобы сохранить имеющийся опыт и передать его новым поколениям. Зародилась культура. Внутри племени складывались обычаи и правила поведения – мораль. Но эти правила распространялись только

на своих.)

– Всё ли люди могли объяснить? (Нет, не всё. Что люди не могли постичь разумом, они объясняли волей богов. Зародилась религия.)

– Каково было основное занятие древних людей? (Охота и собирательство растений.)

– Что бы вы посоветовали древним людям для облегчения жизни (в плане добычи пищи)?

– Надо одомашнить животных и вывести культурные растения. Тогда человек не будет полностью зависеть от природы.

– Как мы можем узнать о том, что было раньше (10 лет назад, 100 лет и т.д.)?

– Древние люди жили в Африке, но расселились по всему свету. Они умели пользоваться огнём, жили сообща. Возникли культура, мораль, религия (рассказ учителя ).

– Что помогло древним людям заселить более холодные части планеты?

– Использование тёплых шкур, другой одежды, постройка жилищ.

А ещё им помог приобретённый опыт.

– Как мы ответим на вопрос урока? Могут ли из современных обезьян произойти люди?

– Сейчас уже нет. Условия жизни изменились. Земля заселена человечеством. Да и сам человек когда-то произошёл от других человекообразных обезьян, а не от тех, которые живут сегодня.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 65. Отвечают на вопросы .

2. Задания в рабочей тетради (два-три на выбор ).

Выполняют задания.

3. Проверочная работа № 8.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Возможные ответы на задания проверочной работы № 8.

Вариант 1 . 1. Необходимый уровень . Ум и хитрость. Умение договариваться. Использование орудий. Способность передавать знания и опыт.

Повышенный уровень . Человек стал человеком, сделав простейшее орудие. Позднее люди научились поддерживать огонь. Общение стало совершенным, когда возникла речь. Воспитание детей обеспечила постоянная семья. 2. Необходимый уровень Повышенный уровень . Передвигается на двух конечностях . Большой палец руки противопоставлен другим . Лоб высокий . Челюсти развиты слабо .

Вариант 2 . 1. Необходимый уровень . Развитое умение общаться с сородичами. Развитой головной мозг. Длительный период обучения родителями. Повышенный уровень . От холода человека защитила одежда. Вражде внутри племени стала препятствовать мораль. Отобразить жизненный опыт помогла культура. Дать истолкование всему непонятному смогла религия. 2. Необходимый уровень . Предок человека изображён на правом рисунке. Повышенный уровень . Положение тела вертикальное . Чувствительность пальцев высокая . Объём мозга большой . Челюсти развиты слабо .