Строительный портал - NikolskyAdm

1 е послание коринфянам 14 глава. Библия онлайн

Слушать ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ глава 14 онлайн

1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

2 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;

3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.

6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

7 И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?

8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?

9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.

11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.

12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.

14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.

17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;

19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.

22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.

23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?

24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.

25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.

26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию.

27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.

28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.

30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.

31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

32 И духи пророческие послушны пророкам,

33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.

34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.

35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?

37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.

38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.

39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;

40 только все должно быть благопристойно и чинно.

1 Коринфянам, глава 14

Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;
а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?
И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?
Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: аминь при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.
Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;
но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.
Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
Источник сайт
В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.
Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.
И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет к назиданию.
Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
И духи пророческие послушны пророкам,
потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.
Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
А кто не разумеет, пусть не разумеет.
Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;
только все должно быть благопристойно и чинно.

14:1 особенно... чтобы пророчествовать. Утвердив приоритет любви, Павел призывает коринфян осознать ценность духовных дарований.

14:2 тот говорит не людям, а Богу... он тайны говорит духом. То, как этот стих (а также ст. 14) описывает дар языков, может показаться несовместимым с даром изъяснения незнакомых языков, упомянутых в Деян. 2,4-11 (хотя некоторые считают, что чудо Пятидесятницы было чудом слышания, а не говорения). По мнению некоторых толкователей, Павел говорит здесь о чем-то ином - о некоего рода экстатической речи, используемой в личной молитве. Однако слово, переведенное как "язык" - общепринятый греческий термин, означающий именно национальное наречие. Далее, Павел всегда использует слово "тайна" в значении: "еще не явленная божественная истина" (т.е. это слово не имеет у него значения таинственности, 2,7 и ком.). Если же апостол имеет ввиду иностранную речь без перевода, то ясно, почему он говорит, что такой человек обращается к Богу, а не к людям, поскольку "никто его не понимает". Ст. 10, 11 и 21 подтверждают, что Павел говорит об иностранных языках (см. ком. к 12,8-10).

говорит духом. Т.е. когда, в противоположность осмысленному высказыванию (ст. 13-15), говорящий не понимает слов, которые произносит, однако сами слова имеют духовное содержание (напр., молитва на незнакомом иностранном языке, заученная наизусть).

14:4 назидает себя. Говорящий на непонятном языке, хотя и не понимает сказанного, получает лично для себя поддержку, поскольку вкладывает определенный смысл в произносимое.

14:6 какую принесу вам пользу. Принцип пользы для других через их назидание - ключевая мысль этого места. Павел повторяет здесь убеждение, выраженное в 12,7: Бог даровал разнообразные дары для всеобщей пользы.

14:13 молись о даре истолкования. Не уничижая дара языков, Павел убеждает коринфян пользоваться им так, чтобы это приносило пользу всей общине.

14:14 хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Какова бы ни была духовная польза такого опыта, разум при этом не обогащается, поскольку непонятная речь не назидает - она не информативна.

14:16 как скажет: "аминь" при твоем благодарении? Члены общины, участвующие в молитвенном собрании, должны быть в состоянии выразить свое согласие с содержанием песнопения и произносимых молитв (имеется в виду обычай выражать такое согласие сказанным вслух "Аминь" - "Да будет так", "Истинно так"). Но это невозможно, если непонятно, о чем шла речь.

14:20-25 До сих пор Павел обсуждал назначение дара языков среди верующих. Теперь он говорит о неверующих свидетелях такого явления. Коринфяне проявили духовную незрелость, упустив из вида эту сторону дела, и Павел журит их: "Братья! не будьте дети умом". Затем он обращается к закону (Ветхому Завету) как свидетельству того, что Бог использует непонятный язык в знак осуждения. Место из Исаии (28,11), которое Павел вольно цитирует здесь, предрекает наказание израильтян через ассирийцев, которые говорят на ином наречии.

14:26 к назиданию. См. ком. к ст. 6.

14:27 а один изъясняй. Т.е. "переводи".

14:29-33 Павел переходит к наставлениям, касающимся порядка общественной молитвы. Поскольку он уже подчеркнул важность пророчества, он указывает, что и этот дар надлежит использовать упорядоченно: "пророки пусть говорят двое или трое" (в ходе богослужения), а другие, имеющие этот дар, должны "рассуждать" об услышанном и подтверждать, что оно истинно. По-видимому, коринфяне говорили языками и пророчествовали, не обращая внимания друг на друга и на содержание сказанного (см. ком. к 12,2.3).

14:34-35 Эти стихи вызывали горячие споры, отчасти потому, что мы не знаем достоверно, какого рода проблему старался решить Павел. Высказывалось даже предположение (на основании неоднозначных текстуальных данных), что эти стихи не являются частью оригинального текста апостола Павла. В свете 11,5 и других мест НЗ мы можем быть уверены, что Павел не произносит здесь категорического запрещения женщинам говорить в церкви при любых обстоятельствах. Касался ли Павел особой проблемы, свойственной Коринфу, например, беспорядков, создаваемых женщинами во время богослужения? Можно ли заключить из контекста (ст. 29, 32), что Павел имеет в виду определенные действия, например, оценку ("рассуждение") пророчества, в чем не должны были участвовать женщины? Сказать трудно. Наиболее обоснованным представляется предположение, что эти два стиха - цитата из того, что писали сами коринфяне (и что Павел опровергает в ст. 36).

14:36 Разве от вас вышло слово Божие? Это саркастическое замечание, как и следующие за ним, ясно показывает, что Павел не просто дает общие указания о богослужении. Вернее предположить, что он разбирает конкретные моменты, изложенные коринфянами в письме к нему.

14:38 А кто не разумеет, пусть не разумеет. Иной перевод: "Если же кто не знает, его не знает Бог". Этот стих может являться предостережением: те, кто упорствует в непокорности, будут вразумлены Павлом или Церковью (2 Фес. 3,14), но из сказанного можно также заключить, что они подпадают под прямое осуждение свыше.

14:1 Достигайте любви; ревнуйте о [дарах] духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
Павел только что показал приоритет главного духовного дара и основы христианства – любовь Божью.
Теперь говорит о преимуществе пророчествования по сравнению с даром говорить духовным языком (духом): в Коринфе языковому дару придавали особенное значение, хотя для собрания дар пророчествования - намного ценнее. Почему?

Пророчествовать в данном случае не означает получать от Бога предсказания или раскрывать уже предсказанные события.
Пророчествовать в данном случае означает иметь способность говорить доступно, внятно, понятно - так, чтобы духовный язык благой вести могли понимать все слушающие, извлекая из осмысленного разъяснения (пророчествования) - пользу каждый для себя. Именно благодаря доступному разъяснению Божьих истин благой вести о спасении можно помогать спастись тем, за кого умер Христос.

14:2 Ибо кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает [его], он тайны говорит духом;
Этот текст поясняет, что [незнакомый] язык - это язык Божьих тайн, это духовный язык или непривычная для непосвящённых терминология, проговариваемая при помощи действия святого духа в верующем. При помощи святого духа Бог открывает Свои духовные истины; язык духа для непосвящённого - это всё равно, что русский язык для англичанина, например.
Он не видит смысла в русском языке: не понимая значения слов, англичанин не поймёт и смысла назидательной речи в русскоязычном христианском собрании. Только Бог может понять всех: и русских, и англичан, и французов, даже если они друг друга совсем не понимают.
Текст 1Кор.2:14 вполне доступно объясняет сложность духовного языка - для душевных, для непосвящённых в духовное общение, коими являются все новички церкви:
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно

То же самое происходит, когда христианин начинает говорить на языке Божьего духа, обильно пересыпая речь духовными терминами, смысла которых не понимают слушатели, не посвящённые в духовные тайны.
Например, на самый простой вопрос, заданный духовным языком (языком терминологии Божьей истины): «вы уже крещены духом святым?» - человек, не имеющий понятия ни о том, что такое крещение, ни о том, что такое дух святой - ответить просто не сможет только потому, что он не понял смысла вопроса. (Деян.19:2)

Или, например, речь Христа о необходимости есть его плоть и пить его кровь - также произносилась на языке духа для разумеющего, о чём Христос говорил и что он имел ввиду. Все, кто понимал его буквально, не смогли понять духовного языка Христа – Иоанн. 6:54.

Впрочем, и всю эту фразу Христа, например:
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. - не знающий ничего о вечной жизни, о воскресении и последнем дне - тоже совсем не поймёт.
И только Бог очень хорошо понимал Христа, говорящего на языке тайн Божьего духа.
Поэтому, даже если Бог понимает, что сам я что- то из Его духовных истин понял правильно, но люди, с которыми я говорю - не понимают моего языка, то мало пользы от моих знаний о Божьих замыслах.

14:4 Кто говорит на [незнакомом] языке, тот назидает себя;
Кто говорит под воздействием святого духа - тот сам понимает, что к чему и о чём он говорит. Так Павел показал Коринфянам, что они, конечно, все молодцы, владея духовным языком как даром свыше (учиться овладевать смыслом духовного языка иудейских проповедников благой вести для язычников было бы длительной процедурой, а дар свыше позволял им ориентироваться в духовных наставлениях практически мгновенно). Но минус в том, что они только сами себя понимают, к сожалению.

а кто пророчествует, тот назидает церковь.
Но если, владея духовной терминологией, они при этом научатся разъяснять и остальным людям смысл своих необыкновенных духовных знаний - тогда плюс несомненный: не только говорящие, но и слушающие в собрании будут иметь возможность радоваться наставлениям и утешаться от благой вести; они смогут понимать всё и брать на вооружение слово Бога - вместо того, чтобы недоумённо пожимать плечами.

Хотя, конечно, говорение на незнакомом языке для кого-то может казаться очень явным и эффектным чудом дара от Бога. В то время, как возможность пророчествовать и доносить сложные духовные истины простым языком - выглядит не так эффектно, да и сам пророчествующий мало похож на отмеченного особым Божьим даром в отличие от говорящего заумным таинственным слогом.
Однако Павел показывает, что пророчествование, тем не менее, гораздо полезнее в христианском служении.

14:5 Желаю, чтобы вы все говорили языками;
Павел рад, если все в собрании понимают духовный язык Божьей истины и говорят на нём под воздействием святого духа. Но как же быть с теми, кто ещё только начал знакомиться со Христом и не владеет пока что этими знаниями? Как быть с теми, кого ещё только приглашают в собрания послушать духовные наставления? Вот в чём вопрос:
но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками.

Поэтому умеющий пророчествовать и разъяснять простым доступным языком сложные духовные тайны - более ценная находка для собрания, нежели самый умный духовноязычный христианин.
Ибо пророчествующий приносит пользу всей церкви, назидая каждого, кто приходит послушать слово Божье и помогая им становиться христианами.
А оратор, говорящий в собрании исключительно духовной терминологией - только сам себя и понимает.

разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание
Если, конечно, он тут же начнёт разъяснять, что имел ввиду, говоря так или иначе - тогда и духовный оратор станет огромным подспорьем собранию.

Вот почему Павел уделил особое внимание наличию христиан со способностью переводить язык Божьего духа на простой и удобоваримый язык, доступный каждому желающему познакомиться с Богом и Христом Его.

14:5 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на [незнакомых] языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
Павел приводит в пример себя: если бы он стал разговаривать с христианами Коринфа о незнакомых для них духовных понятиях, разве была бы им польза от Павла?
К примеру, врач рассказывает о ходе операции, используя терминологию медиков на латыни. Возможно было бы понять суть вещей тем, кто не медик и не владеет латынью? Нет, конечно.
Поэтому Павел и хлопотал всегда о том, чтобы он смог язык духа, который для него самого был привычным, облечь в форму учения или разъяснения, доступного для понимания и остальным.

14:7 И бездушные [вещи], издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?
На примере даже неодушевлённых музыкальных инструментов Павел показал бессмысленность издавания ими беспорядочных звуков, которые не слагаются в определённую мелодию. Только по стройности мелодии можно узнать, что именно они играют и оценить смысл музыки.
Тем более стоит трудиться над приданием смысла своим словам тем, кто считает себя одухотворённым.

14:8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?
Только по определённому набору звуков мелодии трубы возможно сориентироваться и в своих действиях, ибо на каждый случай – труба Израиля издаёт разные сигналы мелодий.
А если просто издавать беспорядочные звуки, то никто не сможет воспринять сигналов тревоги, никто и к сражению готовиться не станет. Нет пользы никому от издавания бессмысленных звуков.

14:9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
То же - и с набором из духовных слов и терминов: если значения их никто не понимает, то имеет ли смыл их произносить? Не имеет.
Но, впрочем, если кто-то и станет их произносить, то слова будут выпущены впустую, без пользы для слушателей и говорящего.
Если бы ангелы, например, приходя к людям, доносили им весть на ангельском языке - была бы в том польза человечеству? Нет, так как люди ничего бы не поняли.

14:10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
Павел признаёт великое многообразие слов человеческих, и каждое из них имеет смысл.

14:11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
Но если я, к примеру, не понимаю чьей-то речи, значит, со мной разговаривают на иностранном языке, которым я не владею. И я буду иностранцем для того, кто говорит мне на непонятном языке. Мы друг друга не поймём, стало быть, не сможем ни о чём договориться и ничего решить совместно.

14:12 Так и вы, ревнуя о [дарах] духовных, старайтесь обогатиться [ими] к назиданию церкви.
Точно так же дело обстоит и с даром владеть духовным языком: этот дар - всё равно, что иностранный язык для простолюдина.
Иметь этот дар - прекрасно, но старайтесь ещё и научиться говорить доступно для каждого, упрощайте слова, переводите язык духовной терминологии на понятный язык наставления и назидания собрания, чтобы все могли извлечь пользу от слушания слова Божьего.

14:13 А потому, говорящий на [незнакомом] языке, молись о даре истолкования.
Павел просит всех духовных молиться ещё и о получении дара истолкования. Видимо, в Коринфе отсутствие христиан, способных говорить с пользой для слушающих, было большой проблемой.

14:14 Ибо когда я молюсь на [незнакомом] языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
Когда Павел молится под воздействием на него святого духа - он произносит слова под вдохновением, не задействуя свой разум, не обдумывая тщательно ораторскую речь молитвы, не напрягая мозг, грубо говоря. Потому он и не назидает церковь, что не старается умом подбирать слова, подходящие для понимания другим.

Возьмём самую простую молитву, сказанную духовным языком (под воздействием святого духа на Иисуса Христа): «Отче наш» из Мтф. 6:9-13.
Её можно повторять наизусть, однако если произносящий молитву не понимает ни того, что означает «святится имя Твоё», ни того, что такое «Царствие Твоё», ни того, что такое «да будет воля Твоя на земле, как и на небе» , если ни об искушении, ни о лукавом не иметь ни малейшего представления – то он от молитвы этой никакой пользы для себя лично не получит.

Тем более, если молиться на языке духа из Откровения 19:7,17,18 за невесту Христову, например, за скорейшее наступление их предстоящего брака и присутствие на брачной вечере, где на ужин будут трупы царей, трупы сильных, свободных и рабов и даже коней, то можно себе представить, что подумает обо мне стоящий рядом со мной.

14:15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
Что же делать в таком случае? Да ничего особенного. Если молитва льётся под воздействием святого духа и произносятся слова, какие дух даёт произносить во время молитвенное - это замечательно, никто не запрещает молиться словами побуждений святого духа.

Но если мы хотим, чтобы наша молитва могла принести пользу и слушающим - тогда надо стараться молиться так, чтобы задействовать и ум, и умом подбирать более простые слова, доступные для понимания присутствующих при молитве. Тем более было бы неправильно в своей молитве или песнопении повторять бездумно и заучивать чьи-то чужие духовные фразы, смысл которых нам совсем непонятен, хотя и кажется красивым на слух.

14:16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Такая же картина непонимания может возникнуть и в благословении на языке духа, например:
«да придёт на тебя Божья благодать, да сподобишься ты вкусить сил века грядущего и манны животворящей, да вкусишь свет и славу святого Иерусалима, да не будут заперты для тебя врата его ни днем ни ночью, да не иссякнет источник его животворящий..» и т.д. и т.п.
Что поймёт в таком благословении для себя - христианин новичок? Ничего.
Ну разве что эффект мы на него произведём своим интеллектуальным духовным красноречием. И не более того.

14:17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
И с благодарением - точно также, если благодарность свою Богу на собрании - выражать примерно таким же витиеватым духовным языком.
И хотя всё правильно и хорошо сказано для понимающих язык Божьей истины о святом Иерусалиме и невесте Христовой, но остальные присутствующие, кому язык этот пока что неведом - ничего не поймут ни от пожелания благословений, ни в том, за что благодарили только что Бога в совместной молитве. А значит, всё это духовное красноречие - будет выпущено впустую, на ветер, церковь не получит полезного наставления для практического применения истин Божьих в своей жизни.

14:18 Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;
Павел, надо полагать, обладал самым большим запасом духовного языка и чаще остальных был побуждаем силой святого духа на произнесение духовных откровений. Вспомним, например, откровение, которое он видел, но не смог даже перевести на человеческий доступный язык, чтобы объяснить суть своего восхищения на третье небо - по-человечески (2Кор.12:2-4).

14:19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке.
Однако это его ничуть не возвышало в собственных глазах, что, скорее всего происходило с христианами Коринфа, говорящими под воздействием святого духа (иначе Павел не уделил бы столько внимания этому вопросу и приоритету пророчествования, назидания в вере)
Напротив, Павел прикладывал массу усилий, чтобы духовные тайны переложить на язык человеческого ума, доступного и другим, чтобы церковь получала назидание и наставление в пути Христовом, понимала, как им жить и чем, служа Богу и Христу Его.

Есть интересная анекдотичная зарисовка на тему разъяснений профессора – ребёнку в ответ на его вопрос, иллюстрирующая наглядно бессмысленность обладания даже самым «крутым» языком духа в случае наставления младенцев во Христе:
-папа, а почему, когда я кусаю яблоко – оно становится коричневым?
-понимаешь, сынок, яблоко - это субстанция органическая, содержащая элемент железа; фермент амилаза в слюне твоей окисляет железо и превращает его в закись феррум два о три, имеющую оттенки от жёлтого до красного и коричневого…
Сын, не дождавшись ответа, перебивает родителя:
-папа, а ты с кем сейчас разговариваешь????

Так вот, каким бы по качеству и количеству духовным языковым даром ни обладал христианин Коринфа, Павел показал ему, что преимущество для собрания - не в умении говорить на языке Божьего смысла, а - в умении разъяснять духовные тайны истины Божией - языками человеческими, доступными для понимания новичков.

14:20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
После разъяснения о необходимости пророчествовать в собрании, Павел, хотя и деликатно, но почти что открыто обличил духовных Коринфа - в младенчестве ума, сказав им, что младенцами полезно быть только в попытках причинить зло. А в желании быть необыкновенно духовными - нужно быть взрослыми: совершеннолетний христианин не станет кичиться своими знаниями духовного языка и разбрасываться духовной терминологией среди непосвященных в это людей.

14:21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
Здесь Павел привёл пример использования «иного» языка для вразумления Израиля из пророчества Ис.28:11. В чём он был иным, непривычным?

В том, что до этого Бог вразумлял Израиль языком увещевания и уговоров. На этот раз Он перешёл к вразумлению Израиля «языком» наказания и завоевания их ассирийцами, которого всё равно никто в Израиле не понял.
Если бы Израиль понял духовный язык завоевания - то есть, понял, что завоевание ассирийцами для них означает отвержение Иеговой - то, возможно они и обратились бы от злых дел своих. А не поняв этого иного «языка» вразумления, они не только не обратились, но и зло ассирийцев к своему злу прибавили, переняв многие их обычаи.
Этим примером Павел показал, что сам по себе непонятный язык - бесполезен для тех, кто не понимает его и поэтому не имеет возможности прислушаться, чтобы что-то для себя вынести из услышанного.

Можно также привести пример иного языка для Израиля – на притчах Христа, это тоже духовный язык, доступный не всем (Мтф.13:10-15)
Также иной язык вразумления Иудеи можно увидеть на христианах, несущих благую весть Христа распятого в незнакомом для иудеев варианте, представляющих Мессию буквальным всемогущим царём Иудеи (юродство проповеди -1Кор.21-23).
Всё это примеры иносказаний, в которых нет смысла с точки зрения непосвящённых в духовный язык иносказаний.

Такое цитирование Писания, как например: «о волах ли печётся Бог или о нас говорится ?» - также язык духа для всех, кто ничего не знает ни о Писании, ни о содержании его, ни о волах молотящих, ни о заграждении им рта во время обмолота.

14: 22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих;
То есть, владение христиан духовными непонятными для большинства языками производят впечатление на неверующих и является для них знамением тому, что христиане - люди необычные, не такие, как все остальные, даже если проповедь их на языке духа выглядит юродством и безумием.

пророчество же не для неверующих, а для верующих.
Способность же разъяснять духовный язык и показать, что Бог имел ввиду, сообщая о том или ином - это знамение для самих христиан:
если в собрании есть пророчествующий, то это - знамение помощи Бога собранию , ибо пророчествующий способен наставить на путь Божий и разъяснить смысл этого пути доступным языком - всем слушающим в собрании.
Потому наличие пророчествующего в собрании - преимущественнее наличия говорящих духовными языками. А не наоборот, как думали в Коринфе.

14:23 Далее Павел особо подчёркивает мысль, которою желал донести до христиан Коринфа: смысл в существовании церкви Божьей сводится к тому, чтобы любой неверующий или не знающий ничего о Боге, зайдя в собрание, имел возможность послушать наставления в Божьем слове, понять их и что-то полезное для себя вынести из услышанного.

Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить [незнакомыми] языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
Но новичок, зайдя в церковь, мог бы услышать, к примеру и такое (как приводилось выше): молитва за невесту Христову, за сохранения её виссона, за наступление предстоящего брака их и присутствие на брачной вечере, где на ужин будут трупы царей, трупы сильных, свободных и рабов и даже коней (Откр.19:7,17,18 14:4); или - о драконе семиглавом, гоняющимся за семенем жены, с рекой из пасти и землёй, поглощающей его реку (Откр.12:15-17).
Что бы он подумал о собрании - в этом случае?

Один сплошной духовный язык, говорящий о разном, произносимый в церкви без пояснения «что бы это значило» - скорее вред, чем польза собранию, ибо, слыша его, гость справедливо подумает, что здесь с людьми - не всё в порядке, они, похоже, сумасшедшие.
(на тот момент ещё только открывались разные грани истины Божьей, кому-то открывалось значение Царства Божьего и закваски фарисейской, кому-то – искупления Христова, кому-то – невесты, а кому-то - брака или дракона, например).
Такой язык, воспринимаемый буквально, способен навести на грустные мысли каждого. И посетитель уйдёт ни с чем, а ведь в нём может потеряться ученик Христа.

Павел и ранее говорил о том, что до понимания языка духов надо дорасти, новичок или душевный человек не понимает духовного, для новичка общение христиан может показаться безумием:
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно (1Кор.2:14)

Потому-то новичок, придя на собрание верующих, может решить, что там - сборище ненормальных.

14:24,25 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. 25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
Если же гость будет понимать смысл здравых наставлений в слове Божьем, то слово Божье на него будет действовать положительно, ибо оно живо и действенно, и обличаемая совесть побудит слушателя к тому, чтобы изменять свой образ жизни и мысли. В этом случае у него будет шанс убедиться в здравости слова Божьего и необходимости принятия пути Божьего, а также признать, что в этом собрании - можно обрести Бога.

В Израиле, например, во времена Неемии устроили собрание и при чтении слова Божьего, непонятного в чистом виде многим слушающим, присоединяли толкование, чтобы народ понимал прочитанное (Неем.8:8).
В результате весь народ, обличаемый совестью, плакал от осознания своей греховности. Иного способа приблизить людей к Богу, кроме как разъяснить им на доступном языке смысл благой вести и намерения Бога - просто нет.

14:26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию. Итого, по собранию Коринфа: Павел показывает им, что если в собрании есть поющий духовные песни хвалы Богу, есть учащий слову Божьему и открывающий что-то новое, есть понимающий язык Божьих духовных истин и есть тот, кто способен доступно доносить слово Божье - то можно сказать, что в нём полный комплект даров святого духа, который послужит для пользы всей Церкви и тех, кто к ней присоединится.

14:27-31 В этих текстах Павел разъясняет принцип ведения собрания: не следует собрание превращать в беспорядочный балаган, где вообще все, желающие высказаться, говорят одновременно (скорее всего, именно так проходили встречи христиан Коринфа)
27 Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.

28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
Для имеющих дар понимания духовного языка Павел посоветовал не стремиться непременно высказать вслух свои необыкновенные духовные знания, если нет того, кто смог бы растолковать эти мысли из Писания или по откровению свыше: Бог и так видит, что таковые знают много и всё правильно понимают сами, но суть не в том, чтобы свои знания выказывать собранию, а в том, чтобы собрание понимало , о чём идёт речь.

29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
Понятно, что в собрании не могут быть все пророками - наставниками или предсказателями. Но через рассуждение над словом Бога все имеют возможность убедиться в правоте сказанного, подхватить разъяснённые знания и нести их дальше.

30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

Во всём полезно соблюдать порядок и очерёдность, все успеют высказаться. Если, конечно, собрание организовывать и давать возможность высказываться тем, у кого есть что сказать для наставления церкви.

14:32 И духи пророческие послушны пророкам,
Не стоит думать, что говорящий под вдохновением свыше не может остановиться и потому никому не может дать паузу для возможности высказаться или хотя бы вопрос задать по его вдохновению: каждый пророчествующий в состоянии владеть своим духом и останавливаться, давая возможность высказываться другим.

14:33 потому что Бог не есть [Бог] неустройства, но мира. Так [бывает] во всех церквах у святых.
Дисциплину и порядок в собрании соблюдать необходимо, ибо Бог не одобряет хаос, будучи Богом всякого порядка.
Сама по себе организованность ведения встречи всего собрания христиан- и та уже будет прославлять Бога славою Устроителя любого миропорядка, в том числе - и церкви Своей.

14:34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
Требование соблюдать дисциплину в собрании касалось и замужних сестёр в собрании: судя по тому, что об этом сказал Павел, жёны в собраниях Коринфа невпопад вмешивались в рассуждения братьев, задавая вопросы по услышанному, противореча мужьям, чем подрывали их авторитет и нарушали заповедь Бога – быть послушной и повинующейся мужу, ибо он – глава: если собранию будет понятно, что брат - сам под пятой у своей жены и не может её усмирить, то какой же он наставник в этом - для других?
Всё это, понятно, затрудняло ведение собрания и превращало его в шумное неуправляемое сборище невоспитанных людей.

14:35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
Этот текст поясняет, что Павел имел ввиду именно замужних жён, на которых возлагалась обязанность не перечить мужьям при всём собрании, а спрашивать у мужей дома, если они с чем-то были не согласны. Если жёнам на собрании что-то было непонятно, то прилично ей не выкрикивать с места и не мешать братьям вести собрание, а дождаться момента, когда, придя домой, можно было бы поинтересоваться всем, что её интересует – дома у своего мужа.
Павел советует мужьям обуздывать своих жён, чтобы они дома, а не прилюдно в собраниях, выясняли всё, что их интересует.

Об этом же - и в 1Тим.2:12,13: «Жена [мужа] да учится в безмолвии, со всякою покорностью[ мужу] ; 12 а учить жене [мужа ] - не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии [покорной ему]»

Говорил ли здесь Павел о запрете женщинам собрания говорить к собранию со словом Божьим или наставлением? Нет.
Он обращался конкретно к жёнам в собрании, ведущим себя неподобающим образом, и к мужьям, не умеющим их обуздывать.

Что касается вопроса, можно ли женщинам собраний говорить со словом Божьим и с наставлениями, то в 1 веке были, например, диакониссы церквей, когда возникала в этом необходимость (Римл.16:1). А диакониссы - это помощники собраний (диаконы), в случае необходимости - могут заменять епископов (старейшин, 1Тим.3:8).
Также Пётр разъяснял, что Бог изливал дух святой не только на рабов Своих, но и на рабынь для того, чтобы они пророчествовали слово Божие (Деян.2:18). В 1 веке, например, у Филиппа Кесарийского было 4 дочери пророчествующие (Деян.21:9); а пророчествовать - означает "разъяснять Писание, увещевать, назидать и наставлять в вере" и т.д. (ср.1Кор.14:1,3,4).

14:36 По словам Павла можно догадаться, что в собрании Коринфа были заведены свои собственные правила и устои, словно христиане Коринфа являлись основоположниками христианства:
Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?

Поэтому и женщины в нём получили такой невероятно широкий доступ к рассуждениям о слове Божьем прямо на собрании и в моменты, когда говорили братья, ибо нравы разнузданного Коринфа отличались от нравов Иудеи, где женщинам никогда не позволялось то, что позволялось мужчинам.

Павел деликатно напомнил им о том, что они образованы по образцу уже имеющихся традиций ведения собраний, и им не мешало бы придерживаться заданного образца, как в отношении ведения дел собраний, так и в отношении присмотра за поведением женщин и необходимости усмирять их пыл в случаях, если он чрезмерен и переходит границы Божьих требований к замужним христианкам.

14:37,38 В заключении этих наставлений Павел воспользовался тем, что в Коринфе все почитали себя высокодуховными, сказав им:
Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
Кто же из них признается в том, что кто-то из них - не духовный и не пророк? Это для собрания Коринфа было на грани невозможного. Потому Павел и сказал то, что сказал, имея ввиду, что никто не скажет: «мы не поняли тебя, Павел, а потому и не последовали твоему совету».

Так как они считали себя духовными, стало быть, они обязаны были бы понимать духовные слова Павла, заключавшиеся всего лишь в произнесении принципов Божьих для них. Однако предвидя, что не все из так называемых духовных воспримут на «ура!» наставления Павла, он сказал:
А кто не разумеет, пусть не разумеет.
То есть, от самих христиан Коринфа зависело, захотят ли они следовать советам Павла или под видом неразумения - не захотят, в неразумении своём показывая, что они - не духовные пока что.

14:39,40 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только все должно быть благопристойно и чинно.
Итого: что бы ни делали в собрании христиане для назидания церкви - говорили бы языками святого духа под вдохновением или пророчествовали бы - всё будет равно полезно и во славу Божью делаться, при условии ЕСЛИ собрание прославится благопристойностью поведения христиан в нём и организованностью в делах ведения собрания.
Если же о собрании будет известно, что там бесчинство и всё худое - никакие даже самые глубокие духовные знания и самые витиеватые духовные речи не помогут им приблизиться к Богу и спастись.

. Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.

«Держитеся любве, ревнуйте же духовным, паче же да пророчествуете» . Итак, Поелику любовь есть достояние столько великое, приобретение ее почитайте делом великим, не оставаясь, однако ж, в нерадении о духовных дарованиях; и предпочтительно другим возлюбите пророчество. Ибо Апостол снова смиряет высокомерие, величающееся дарованием языков.

. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом.

«Глаголяй бо языки не человеком глаголет, но Богу: никтоже бо слышит, духом же глаголет тайны» . Апостол производит вместе то и другое. Коринфян обвиняет в любочестии и дает видеть потребность дарования. Оно дано проповедникам по причине разных языков у людей, чтобы, пришедши к индам, предлагали Божественную проповедь , говоря их языком, а также, беседуя с персами, скифами, римлянами и египтянами, проповедали им евангельское учение на языке каждого из сих народов. Посему беседующим в Коринфе излишним делом было говорить на языках скифском, или персидском, или египетском, которых не могли коринфяне понимать. Поэтому-то божественный Апостол и сказал, что «глаголяй языки, не человеком глаголет, но Богу» , ибо присовокупил следующее: «никтоже бо слышит» . А чтобы не почли дарования бесполезным, прибавил еще: «духом же глаголет тайны» .

. А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

«Пророчествуяй же человеком глаголет созидание и утешение и утверждение» , потому что все слышат, что говорит он.

. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.

«Глаголяй языки себе зиждет» . Ибо присутствующие не понимали того, что говорил он.

«А пророчествуяй зиждет» . Ибо, видя и откровение помыслов, и обнаружение тайно совершающегося, получали весьма великую пользу. И чтобы не пришло кому на мысль, будто бы Апостол говорит сие, побуждаемый завистию, по необходимости присовокупил он:

. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь по­лучила назидание.

«Хощу же всех вас глаголати языки, паче же да прорицаете: болий бо пророчествуяй, нежели глаголяй языки, разве Аще сказует, да созидание приемлет» . Апостол ясно дал видеть, почему сказал: "паче" . Я не умаляю, говорит он, дарования, но ищу его потребности: Когда нет переводчика (сказующего), тогда лучше пророчество, потому что от него больше пользы.

. Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?

«Ныне же, братие, Аще прииду к вам языки глаголя, кую вам пользу сотворю, Аще вам не глаголю или во откровении, или в разуме, или в пророчествии, или в научении?» Апостол снова ввел собственное свое лицо, утешая тем обвиняемых. Пришедши к вам и говоря разными языками, говорит он, какую пользу принесу вам, если не преподам учения, открывая вам сокровенные тайны, путеводя к Божественному и предлагая приличные для вас советы? Представляет же и подобие, соответственное предлагаемому слову.

. И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать тo, что играют на свирели или на гуслях?

. И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?

«Обаче бездушная глас дающая, Аще сопель, Аще гусли, Аще разнствия писканием не дадят, како разумно будет пискание или гудение? Ибо Аще безвестен глас труба даст, кто уготовится на брань?» И сами вы знаете, что и свирель, и гусли имеют нужду в какой-то мерности и в искусстве. Ибо при этом, будучи и неодушевленными, издают некий стройный звук. Если же кто без этого употребит их в дело, исполнение не имеет значения. Так и труба, если прозвучит невоинственно, не вооружает воинов.

. Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнaют, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.

«Так и вы, Аще не благоразумно слово дадите языком, како уразумеется глаголемое? Будете бо на воздух глаголюще. Толицы убо, Аще ключится, роди гласов суть в мире, и ни един их безгласен» . Что для гуслей стройная мерность и для трубы – военный знак, то для языков «сказание». Ибо когда присутствующие не понимают, слова напрасно разливаются в воздухе.

. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.

«Аще убо не увем силы гласа, буду глаголющему иноязычник, и глаголющий мне иноязычник» . Апостол то же сказал иными словами.

. Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.

«Тако и вы, понеже ревнителе есте духовом, к созиданию Церкве просите, да избыточествуете» . В укоризну назвал Апостол коринфян «ревнителями духовом» . Повелевает же им все делать для пользы церковной.

. А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.

«Темже глаголяй языком да молится, да сказует» . Проси, говорит Апостол, Давшего тебе дарование языков, приложить и дарование сказания, чтобы мог ты принести пользу Церкви.

. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.

«Аще бо молюся языком, дух мой молится, а ум мой без плода есть» . Плодом для говорящего служит польза слушающих. Сие сказал Апостол и в Послании к Римлянам: «да некий плод имею и в вас, якоже и в прочих языцех» (). Посему, беседуя на другом языке и не предлагая присутствующим сказания, не буду иметь никакого плода, потому что они не получат пользы.

. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.

«Что убо есть? Помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом» . Духом называет Апостол дарование, а умом – изъяснение сказанного. Говорит же, что беседующему на ином языке, во псалмопении ли то, в молитве ли, в учении ли, надлежит или самому быть переводчиком к пользе слушающих, или другого, способного на это, брать в сотрудники к учению.

. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.

«Понеже Аще благословиши духом, исполняяй место невежды како речет аминь, по твоему благодарению? Понеже не весть, что глаголеши?»

"Невеждою" (простолюдином) называет Апостол состоящего в чине мирянина, потому что и находящихся вне воинского чина обыкли называть простолюдинами.

. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.

«Ты убо добре благодариши, но другий не созидается» . Знаю, говорит Апостол, что, вдохновенный Божиею благодатию, песнословишь ты Бога; но не знающий языка не понимает произносимого. Потом Апостол, стыдя коринфян, говорит:

. Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками.

. но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.

«Благодарю Бога моего, паче всех вас языки глаголя. Но в церкви хощу пять словес умом моим глаголати, да и ины пользую, нежели тмы словес языком» . Прежде вас сподобился я сего дарования; чрез меня и вы прияли благодать сию. Однако же, заботясь о пользе многих, ясное учение предпочитаю неясному. Потом продолжает с упреком:

. Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

«Братие, не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте» . Не извращайте порядка и соревнуйте не малосмыслию, но незлобию детей; а у совершенных возрастом заимствуйте не лукавство, но сметливость.

. В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.

«В законе пишет: яко иными языки и устны иными возглаголю людем сим, и ни тако послушают Мене, глаголет Господь» . Пророческое это изречение (); законом же наименовал Апостол ветхозаветное Писание. Приведя свидетельство, присовокупляет он и толкование.

. Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.

«Темже язы ́цы в знамение суть не верующим, но неверным» . Ибо различие языков поражает неверного. Сие и в день Пятидесятницы в Иерусалиме испытали собравшиеся там. Посему тотчас сказали: «Не вси ли суть глаголющии Галилеане? И како мы слышим» их «кийждо свой язык, в немже родихомся, Парфяне, Мидяне» и так далее ()?

«А пророчество не неверным, но верующым» . У Апостола одна цель – польза многих. Почему и коринфянам советует предпочитать пророчество, как доставляющее пользу всему обществу. Пользу же пророчества показывает в последующих словах:

. Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?

«Аще убо снидется вся вкупе, и вси языки глаголют, внидут же и неразумивии, или невернии, не рекут ли, яко беснуетеся?» Неразумивыми назвал здесь Апостол некрещенных и дает видеть, что не понимающие произносимого возымеют о них такое мнение, что они беснуются.

. Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.

. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.

«Аще же вси пророчествуют, внидет же некий неверен или невежда, обличается всеми, и истязуется от всех, и сице тайная сердца его явлена бывают: и тако пад ниц, поклонится Богови, возвещая, яко воистинну с вами есть» . Так напал на всех страх, когда Анании и Сапфире сделано обличение. При сем должно заметить, что Апостол ясно наименовал здесь Богом Всесвятого Духа, потому что пророчество было действием Духа Божия: «Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет» (); между тем как Апостол выразился здесь: «пад ниц поклонится Богови, возвещая, яко воистинну с вами есть» , Всесвятого Духа называя Богом. Так и блаженный Петр сказал: "Почто" прельстил (исполни») «сатана сердце твое, солгати Духу Святому? …Не человеком солгал еси, но Богу» (). Так Апостол, показав различие дарований, учит коринфян и приличному для них благочинию.

. Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию.

«Что убо есть, братие? Егда сходитеся, кийждо вас псалом имать, учение имать, язык имать, откровение имать, сказание имать: вся же к созиданию да бывают» . Апостол опять указал на тело и на члены тела, ибо словом «сходитеся» указал на единое тело, а словами «кийждо вас имать» то или другое – на различие членов; и потом опять приносимую каждым пользу всему обществу выражает словами: «вся к созиданию да бывают» .

. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и тo порознь, а один изъясняй.

«Аще языком кто глаголет, по двема, или множае по трием, и по части» . Не ведите общего собеседования, от чего происходят беспорядок и смятение, и не многие беседуйте: довольно для сего и двоих. Впрочем, пусть число беседующих так ограничится троими.

«И един да сказует» . Ибо присутствующим надобно уразуметь, что говорится.

. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.

«Аще ли не будет сказатель, да молчит в церкви: себе же да глаголет и Богови» . Ибо всего неуместнее дарование Божие употреблять в угождение любочестию, а не для пользы.

. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.

«Пророцы же два или трие да глаголют, и друзии да разсуждают» . Божественный Апостол причислял уже к духовным дарованиям и разсуждение духовом (). Посему то же говорит и здесь, а именно, что сподобившиеся сего дарования рассуждают о произносимом, по действию ли Божия Духа говорится это. Ибо диавол как пророкам противопоставлял лжепророков, так и апостолам – лжеапостолов; и сие дает видеть Апостол во Втором послании к Коринфянам, ибо говорит: «Таковии лживи апостоли делателе льстивии» ().

. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.

«Аще ли иному открыется седящу, первый да молчит» . Если, говорит Апостол, иного подвигнет благодать Духа, то да уступит ему начавший говорить.

. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.

«Можете бо вси по единому пророчествовати, да вси учатся и вси утешаются» . Ничто да не делается беспорядочно и с замешательством, потому что может всякий из вас предложить пророчество собравшимся и чрез это принести им пользу. Этот порядок и до настоящего времени остался в церквах, и из учителей одни беседуют с народом в это торжественное собрание, а другие – в другое.

. И духи пророческие послушны пророкам.

И дух Пророков «Пророком повинуется» . Духом называет Апостол дарования. Так повиновались Иисус Моисею, Елисей Илии, множество пророков – самому Елисею и сему самому Апостолу – Тимофей, Тит и прочие.

. Потому что не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.

«Несть бо нестроения Бог, но мира, яко во всех церквах святых» . Не новое что узаконяем, но учим вас тем законам церквей, какие установил Сам Охранитель мира. Поелику же духовною благодатию преисполнялись не мужи только, но и жены, ибо сие предвозвестил устами пророка Иоиля: «И излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши» (), то Апостол по необходимости постановил закон и для жен.

. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.

«Жены ваша в церквах да молчат: не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет» . Ибо Еве сказал Бог: «к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет» ().

. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.

«Аще ли чесому научитися хотят, в дому своих мужей да вопрошают: срамно бо есть жене в церкви глаголати» . Потом Апостол опять обращается к коринфянам с упреком.

. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?

«Или от вас слово Божие изыде? Или вас единых достиже?» Не вы первые и не вы одни прияли евангельскую проповедь . Посему не своими довольствуйтесь законами, но следуйте законоположениям церковным.

. Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.

«Аще кто мнится пророк быти или духовен, да разумеет, яже пишу вам, зане Господни суть заповеди» . Духовными наименовал Апостол тех, в ком обитает Божий Дух. А лишенный сей благодати не может разуметь. Посему Апостол присовокупил:

. А кто не разумеет, пусть не разумеет.

«Аще ли кто не разумеет, да не разумевает» . Потом предлагает советы.

. Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками.

«Темже, братие моя, ревнуйте еже пророчествовати, и еже глаголати языки не возбраняйте» . Апостол снова показал, что одно предпочтительнее, но и другое также потребно, ибо сие означается словом «не возбраняйте» .

. Только всё должно быть благопристойно и чинно.

«Вся же благообразно и по чину да бывают» . Чин же этот Апостол дал видеть в сказанном прежде.

Будем же и мы хранить сие благочиние и последуем апостольским законоположениям, чтобы сподобиться нам общения с Законоположником по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и велелепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.